Бизнес считает, что правила работы курьеров необходимо доработать
Стандарт работы курьерских сервисов в Москве утвердили 11 апреля, в него входят требования к форме, транспортному средству и проверке личности курьера. Межрегиональная ассоциация курьерских служб просит о смягчении требований к транспорту и одежде курьеров, считая их избыточными. О чем конкретно идет речь?
Читать на полной версииОбновлено в 22:07
Московские курьеры просят смягчить условия стандарта курьерских сервисов. В утвержденном 11 апреля документе московский Дептранс регламентирует требования к внешнему виду, транспорту и проверке личности курьера. Межрегиональная ассоциация курьерских служб называет предложенные нормы чрезмерными. В чем суть разногласий властей и бизнеса?
«Доставлять товары потребителям будут только квалифицированные сотрудники с проверенными документами, а сами курьеры улучшат свои условия труда», — заявил глава транспортного департамента Москвы Максим Ликсутов, комментируя публикацию стандарта.
МАКС — Межрегиональная ассоциация курьерских служб — возражает. Организация направила письма в комитеты Госдумы по транспорту и по малому и среднему предпринимательству, а также в Мосгордуму и столичному уполномоченному по защите прав предпринимателей. Как передает РБК, в распоряжении которого есть копии обращений, требования властей называются избыточными и нуждаются в смягчении. МАКС отмечает, что службы доставки используют десятки тысяч электрических велосипедов и самокатов, а переоборудование потребует времени и расходов. Вице-президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Руденко говорит, что в документе Дептранса остались неясными механизмы его реализации:
— Для нас выход приказа в том виде, в котором он есть, был несколько неожиданным. Мы не увидели там определенные позиции. Мы считаем, что ряд требований излишни, ряд требований неясны. Нет такой правовой определенности: а как это исполнять, за чей счет, каким образом, по каким стандартам? Мы будем собираться, безусловно, продолжим нашу дискуссию уже по вышедшему приказу, очень оперативную. Мы готовы и открыты к общению на всех площадках. Хотим, чтобы бизнес был услышан. Нужно все сейчас просчитать, стоимость вопроса и исполнения этих требований.
— Все эти озвученные требования могут привести по факту к росту стоимости услуг курьерской доставки?
— Это рынок. На вопрос, может ли привести, ответ простой: может. Но приведет или нет — конечно, сейчас предприятие будет просчитано.
Документ столичного Минтранса предполагает поэтапный запуск регулирования курьерских сервисов. С 15 мая вводят требования к внешнему виду. Через полгода обязательным станет наличие светоотражающих элементов на одежде и номерных знаков на транспорте и сумке курьера.
На третьей фазе, в мае 2025-го, стандартизируют средства передвижения. Велосипеды и прочие средства индивидуальной мобильности курьеров получат автоматические ограничители скорости, фонари, боковые световозвращатели, дублирующие друг друга тормоза и звуковой сигнал. Кроме того, каждый доставщик будет проходить проверку личности и обучение правилам безопасного вождения.
По мнению гендиректора юридической компании «Юрвиста», совладельца сети кофеен Take & Wake Алексея Петропольского, стандарт необходим и коснется только крупных компаний, связанных с доставкой:
Алексей Петропольский гендиректор юридической компании «Юрвиста», совладелец сети кофеен Take & Wake «Меры, на мой взгляд, в рамках законодательства нового вполне себе достойные и необходимые. Если они будут в единой форме, если у них будут светоотражающие элементы на одежде, на велосипедах, на сумках и если у них будет возможность идентификации по номеру, то это, конечно, приведет к тому, что безопасности в городе, как транспортной, так и в принципе физической, будет сильно больше. А с учетом того, что в основном это коснется крупного бизнеса, они зарабатывают огромные деньги на этой доставке, то один раз взять и переоборудовать своих курьеров — проблем нет. А частного бизнеса, у которого два-три курьера в штате, я думаю, это не коснется, поскольку там сотрудники, как правило, даже не трудоустроены как курьеры. Они, как правило, помощники юристов, экономистов, администраторы. Такой должности, как курьер, в «штатке» мало у кого, в принципе, есть. И, конечно, они не носят каждый день продукты и на велосипедах по городу не разъезжают».
Представитель МАКС выразил опасение, что издержки сервисов доставки могут привести к сокращению количества желающих там работать. По словам Александра Руденко, отрасль и до регулирования испытывала дефицит кадров.
Согласно данным исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций, в 2023 году количество сотрудников служб доставки превысило миллион человек. При этом опыт работы курьером имел каждый шестой россиянин.