Дептранс утвердил стандарт для курьеров
В документе прописаны требования к проверке личности, внешнего вида, транспортного средства и сумки курьера. Инициатива может привести к повышению цен и оттоку кадров из отрасли, отмечают эксперты Business FM
Читать на полной версииВ столичном департаменте транспорта утвердили стандарт работы курьерских сервисов, он включает в себя требования к проверке личности, внешнего вида, транспортного средства и сумки курьера, а также к развитию инфраструктуры.
Как заявил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, новые стандарты подготовили совместно с крупными компаниями отрасли. Запуск регулирования проведут в три этапа: с 15 мая появятся единые требования к внешнему виду курьеров, к примеру, узнаваемая форма компании, обувь закрытого типа, длинные штаны или брюки, в целом опрятная одежда и сумка.
С 1 октября обязательным станет наличие на транспорте и сумке курьера номерных знаков, а на одежде и сумке — светоотражающих элементов. А с 1 мая 2025 года начнут действовать требования к транспорту курьера: максимальная скорость устройства с электродвигателем должна быть не более 25 километров в час, обязательно наличие переднего и заднего тормозов, звукового сигнала, заднего фонаря и боковых световозвращателей.
Все работающие курьеры и кандидаты на работу должны будут регистрироваться в автоматизированной информационной системе правительства Москвы «Таксомотор», проходить проверку личности и подлинности документов. После этого работник сможет получить личный цифровой ID. Курьеры должны будут проходить обязательный обучающий курс на знание правил безопасного вождения на базе Корпоративного университета московского транспорта.
Предполагается, что контролировать соблюдение курьерами правил дорожного движения будут сотрудники Госавтоинспекции, а в ЦОДД будут выявлять нарушения по камерам. Однако, кто именно будет контролировать одежду и состояние транспорта, какие санкции к курьерам и компаниям могут быть применены в случае нарушений, пока неясно.
Инициатива может привести к повышению цен на услуги курьерских служб и оттоку кадров из отрасли, говорит президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России МАКС Александр Митюков:
Александр Митюков президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России МАКС «Общаясь с основными сервисами доставки, получил обратную связь о том, что даже для крупных компаний все эти требования, которые обозначены в документе, затратные. Что уж говорить о сегменте МСП, небольших курьерских службах, которые работают на территории города Москвы. В документе обозначен большой список мер регулирования. По нашему мнению, часть мер избыточна. Стандартизация коробов, то есть история про то, что сейчас у разных сервисов доставки разные короба, и им придется сейчас нести издержки, чтобы это все стандартизировать. Второй момент — требования к справке о несудимости. Если для москвича и жителя области получить такую справку занимает, к примеру, сутки-двое-трое, то для работника-мигранта получить такую справку на территории своей страны — как минимум неделя-две. Требования к электровелосипедам, к их техническому состоянию с учетом того, что обозначено в документе, как сейчас сервисы доставки должны это обеспечивать? Потому что ограничение скорости в принудительном режиме делается за счет установки модуля на электровелосипед, проверка технического состояния электровелосипеда должна проводиться компаниями. Сейчас данный вопрос не урегулирован, кто и как будет проводить установку модуля, идентификационных номеров и установку ее на электровелосипед».
Сообщается, что Дептранс совместно с компаниями будет разрабатывать оптимальные и безопасные маршруты для сокращения длительности поездок курьеров и вводить велоинфраструктуру на популярных маршрутах. Кроме того, на курьерские компании ляжет создание условий для правильной парковки транспорта курьеров, чтобы он не мешал проходу пешеходов.
Инициатива требует существенной доработки, говорит юрист фирмы «Стиран, Сегал и партнеры», автор телеграм-канала «Самый занятой» и член Ассоциации юристов России Наталья Вайнберг.
Наталья Вайнберг юрист фирмы «Стиран, Сегал и партнеры», автор телеграм-канала «Самый занятой» и член Ассоциации юристов России «Интересная инициатива, но она требует детального обсуждения и проработки, иначе это ударит как по рынку, так и по компаниям, и в итоге по его потребителям. Я убеждена, что для крупных компаний это будет проще, хоть и придется потратить финансы, но для малых это будет губительно, потому что интеграция этих технологий — это еще и дополнительные расходы.Часть мер точно избыточна с точки зрения права, и непонятны полномочия департамента транспорта по регулированию даже внешнего вида курьеров. Речь идет об опрятности, кто это будет решать и как это будет решаться — очень большой вопрос. Кроме того, департамент транспорта — это все-таки исполнительный орган, а не законодательный, и введение им особых требований и ограничений выглядит странно. Насчет проблемы с несоблюдением курьерами правил дорожного движения и безопасности, сказать сложно, правильнее посмотреть статистику ПДД. Другой вопрос, как мы будем отделять курьеров от тех, кто едет на самокате или велосипеде, и у них за спиной есть рюкзак. Ведь бывают и те, кто доставляют посылки без короба, без термосумки, получается, что эти меры избирательны. Остается непонятным, кто будет контролировать эти инициативы, если правила все-таки введут. Насчет подорожания услуги курьерских служб, очевидно, что это приведет к оттоку кадров из отрасли. Очевидно, что с текущим дефицитом кадров все расходы в итоге лягут в тариф и будут переложены на потребителя, в результате доставка товаров для многих станет неактуальной. Кроме того, риски штрафов вызовут отток и самих курьеров из профессии, и в условиях дефицита кадров, который мы наблюдаем на сегодняшний день на рынке, инициатива департамента транспорта выглядит поспешной и не учитывает все подводные камни».
По новым правилам курьеры должны будут пройти обучающий курс на знание правил безопасного вождения, кроме того, на курьерские компании ляжет создание условий для правильной парковки транспорта курьеров, чтобы он не мешал проходу пешеходов. Любые инициативы, которые приведут к повышению безопасности, это благо, считает водитель в сервисе «Достависта» из Москвы Александр:
«Я поддерживаю любые инициативы, направленные на увеличение безопасности, потому что физическая безопасность превыше всего. Я думаю, что это повлияет на рынок, может вызвать локальное повышение цен на услуги, но это все выровняется очень быстро, я так думаю, всегда есть какое-то время на реакцию любой среды, рыночная, экономическая среда или физическая. Пройдет какое-то время — и все выровняется. Есть вероятность, что часть уйдет в тень либо в прямые отношения, потому что это можно будет оформлять в кабинете самозанятого. Действительно, безопасность надо повышать. Я бы не сказал, что я вижу большую опасность от курьеров, тут смысл только в том, что поскольку их много, как и таксистов, возрастает давление на среду. И глобально, я думаю, ничего рынок не заметит».
По данным Дептранса, сейчас в столице работают более 100 тысяч курьеров на велосипедах и самокатах, они выполняют до 500 тысяч заказов в сутки.