Доля юаня в мировых валютных резервах упала до рекордного минимума за три года
Неуклонное снижение доли юаня в мировых валютных резервах наблюдалось с начала 2022 года: на конец прошлого года из 11,5 трлн долларов глобальных валютных резервов на юань приходилось чуть более 2%. Инвесторов смущают усиливающиеся связи между Пекином и Москвой
Читать на полной версииНеуклонное снижение доли юаня в мировых валютных резервах наблюдалось с начала 2022 года, пишет Reuters со ссылкой на данные МВФ. На конец прошлого года из 11,5 трлн долларов глобальных валютных резервов на юань приходилось чуть более 2%.
Причина в том, что китайская валюта стала менее привлекательной в сравнении с облигациями других стран, отмечают аналитики Goldman Sachs. Также банк подчеркивает связи Пекина с Москвой, потому заметное снижение с 2022 года нельзя считать совпадением.
О других причинах говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета Сергей Суверов:
В России тенденция относительно юаня противоположная: Центробанк отмечал ключевую роль китайской валюты для формирования резервов России. Долю юаня в общем объеме запасов там называли «достаточной» для поддержания финансовой стабильности.
При этом в ЦБ подчеркнули, что использование китайской валюты также несет определенные риски, но у России на данный момент нет других альтернатив, считает независимый финансовый эксперт, инвестор Максим Ульянов:
Максим Ульянов независимый финансовый эксперт, инвестор «В целом китайская валюта никогда не была прямым конкурентом с точки зрения доли в резервах ни доллару, ни евро, и отчасти это было связано с макроэкономической политикой китайских властей, которые продолжают использовать курс юаня для продвижения своего экспорта и также отчасти в рамках торговой войны с США. То есть в этом плане использовать валюту, которая может быть подвержена изменениям курса в результате каких-то политических решений, наверное, достаточно рискованно. Поэтому в целом, в моем понимании, юань был всегда просто какой-то одной из опций альтернативных валют для золотовалютных резервов стран, и я не вижу перспектив того, что он сможет конкурировать с долларом и с евро в части того, какие есть вопросы к китайской экономике и китайскому политическому руководству. Но на безрыбье и рак рыба. Крупнейшие российские банки, отрезанные от западных финансовых систем и от возможностей оперировать и долларом, и евро в рамках санкционного давления, имеют определенный спрос на валютные инструменты как минимум для проведения расчетов. То есть в данном случае в моем понимании это не потому, что юань такой классный, а это потому, что для большинства российских банков в силу санкционных ограничений евро и доллар недоступны».
Наряду с юанем за период 2022-2023 годов в мировых валютных резервах также сократилась доля евро, отмечает Reuters.
В российском ЦБ неоднократно заявляли об увеличении роли валют дружественных стран в российских внешнеторговых операциях. Но, как отмечает регулятор, с февраля текущего года наблюдается снижение доли юаня. При этом главной валютой в расчетах за экспорт и импорт стал рубль. Его доля выросла до максимальных значений с августа прошлого года — до более 40% за экспорт и до рекордных 38% — за импорт.