«Всевышний дает нам знак: очнитесь, ребята, никто вас не защитит, кроме себя», — такое заявление Рустам Минниханов сделал на республиканском форуме по энергетике 3 апреля, на следующий день после первой атаки дронов на Татарстан. Как выразился глава региона, промышленникам «не нужно ждать» срабатывания противоракетной обороны, которая сегодня «решает другие задачи», а бизнес должен «своими силами решать эти вопросы: каждое предприятие, каждый муниципалитет, каждый город».

Как можно защитить промышленные объекты самостоятельно? Понятно, что «Панцирь» гражданским предприятиям никто не даст, но варианты есть. Комментирует военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:

Дмитрий Корнев военный эксперт, основатель портала Military Russia «Конечно же, есть определенные препоны. Конечно, гражданские предприятия не могут обладать боевыми системами противовоздушной обороны. Это невозможно, это незаконно, но любое предприятие и теоретически даже частное лицо может озадачиться как минимум системами наблюдения за воздушным пространством. Конечно же, речь не идет о радарах, мощных радиолокационных комплексах, потому что, скорее всего, они тоже будут недоступны гражданскому потребителю. Но, например, если мы говорим о крупных заводах и предприятиях нефтегазового сектора, я думаю, у них есть средства на посты охраны с биноклями, тепловизоры. Кроме этого, есть устройства двойного назначения для акустического обнаружения объектов, средства РЭБ. Определенная номенклатура систем радиоэлектронной борьбы доступна в том числе для потребителей, которые не являются подразделениями министерства обороны. Те же самые противодронные ружья можно купить, они не требуют специального разрешения. Серьезные системы РЭБ, которые могут накрывать район, регион, квадратные километры, скорее всего, потребуют разрешения на получение этих систем. Но, наверное, крупные предприятия могут себе это позволить и могли бы это сделать».

Переносные средства РЭБ для защиты от беспилотников можно приобрести даже на «Авито», цены на базовые модели исчисляются сотнями тысяч рублей, на более серьезные устройства — уже миллионами. Правда, боевые аппараты могут существенно отличаться от гражданских коптеров по механизму управления, поэтому стрельба из антидронового ружья необязательно будет эффективной.

Нередко под ударом дронов оказываются объекты нефтегазовой промышленности. НПЗ могут привлекать противника наличием дорогостоящих и трудных в починке агрегатов, в том числе установок для крекинга нефтепродуктов. При этом компактные цели можно защитить и без применения вооружений, в том числе сеткой-рабицей, отмечает руководитель направления проектирования промышленных объектов в крупной строительной компании с опытом работы над спецобъектами Сергей:

«Главное на предприятии — это защитить энергетические объекты, такие как трансформаторные подстанции, тепловые подстанции, газораспределительные пункты, сети. Это простые сетки, простые укрытия, которые произведут детонацию. В связи с тем, что эти дроны много не несут — 500 граммов в тротиловом эквиваленте, эти сооружения спокойно можно сделать. Мало того, их можно типизировать и разработать местными институтами. Что касается цехов, железобетонные конструкции, стальные конструкции сдетонируют вне. Простые средства, которые могут накрыть трансформаторную подстанцию, 200-300 килограммов металла. Это исходя из моего опыта на трансформаторной подстанции из-за подрыва 500 граммов тринитротолуола. При желании руководителя предприятия можно провести анализ, вызвать военного инженерной саперной службы. Я думаю, это можно сделать в течение недели. Сколько на любом предприятии трансформаторов подстанции? Максимум четыре. С газовой подстанцией и котельной — то же самое. Конечно, до конца не защитишься, но хотя бы что-то как-то сохранить. Еще раз повторю: 500 граммов тринитротолуола, если будет натянута сетка-рабица и вторая — на высоте до полутора-двух метров, не разрушат перекрытие трансформаторной подстанции. Она продолжит работать. Да, с крышей возникнут сложности. Но будет работать, не приведет к ущербу».

С начала года новости о налетах дронов на российские регионы появлялись почти каждую неделю. В подавляющем большинстве случаев Минобороны отчитывалось об уничтожении десятков беспилотников, сообщений о попадании в промышленные объекты было гораздо меньше. Удар 2 апреля по НПЗ и общежитию колледжа в Татарстане стал самым удаленным от границы за все время конфликта.