США дистанцируются от удара Израиля по посольству Ирана в Сирии. Комментарий Георгия Бовта
Отношения Джо Байдена и Биньямина Нетаньяху в последнее время обострились на фоне непрекращающихся атак Израиля, большого количества жертв среди гражданского населения и ограниченного объема гуманитарной помощи, поступающей в сектор Газа. Политолог рассуждает, чем это может обернуться
Читать на полной версииЦАХАЛ 1 апреля нанесла удар по консульству Ирана в Дамаске, при атаке погибли два генерала Корпуса стражей исламской революции, а также пять сопровождавших их офицеров. Какие могут быть последствия?
Хотя Израиль официально не взял на себя ответственность за авиаудар по посольству Ирана, министр обороны страны Йоав Галант заявил, что израильская армия будет противостоять укреплению позиций Ирана любыми способами, «везде и каждый день». Позиция Иерусалима сводится к тому, что, поскольку война, начатая с террористической атаки ХАМАС 7 октября, носит экзистенциальный для Израиля характер, то в такой войне уже не до сантиментов.
Что касается Венской конвенции 1961 года, то там помимо 22-й статьи о неприкосновенности диппредставительств есть и статья 41, где сказано, что «помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей конвенцией или другими нормами общего международного права». Убитые в ходе атаки иранские генералы принадлежат к «Аль-Кудс» (бригада является военным крылом организации «Исламский джихад», признана террористической и запрещена в России), военному подразделению спецназначения Корпуса стражей исламской революции. «Аль-Кудс» занимается спецоперациями за пределами Ирана. В Израиле и не только там уверены, что «Аль-Кудс» и Иран в целом поддерживают и координируют действия ХАМАС и «Хезболлы», а также хуситов, развязавших диверсионную войну против торгового судоходства в Красном море.
Официальный представитель Армии обороны Израиля Даниэль Хагари заявил, ссылаясь на данные разведки, что разрушенное в результате авиаудара здание не было ни консульством, ни посольством Ирана, а представляло собой военный объект «Аль-Кудс».
Возможно, премьер Нетаньяху санкционировал удар по иранскому объекту в Сирии на фоне нарастающих протестов в стране со стороны оппозиции. Которая недовольна тем, что ЦАХАЛ никак не может добиться освобождения всех заложников, захваченных ХАМАС 7 октября, а также тем, что Нетаньяху и его спецслужбы вообще проморгали тот теракт.
Тегеран со своей стороны причастность к действиям исламистов на Ближнем Востоке отвергает, но теперь грозится отомстить Израилю. А заодно и США, которым, видимо, стоит теперь быть готовыми к атакам против них исламистов в регионе. В иранский МИД был вызван представляющий интересы США посол Швейцарии, которому был выражен протест за «поддержку сионистского режима».
Хотя израильтяне, скорее всего, действовали не только без санкции американцев, но и вообще поставили их в известность в последний момент. Совет нацбезопасности США поспешил отмежеваться от действий израильтян, заявив, что в Вашингтоне не знали о них заранее, о чем было сообщено также и в Тегеран.
Для администрации Байдена грозящий эскалацией военный конфликт — лишняя головная боль в год президентских выборов. В Демократической партии много сочувствующих палестинцам, которых со времени начала военной операции ЦАХАЛ в Газе погибло уже немногим менее 33 тысяч при военных потерях Армии обороны Израиля в 600 человек. Не считая 1200, которые были убиты во время теракта 7 октября. В Демпартии США многие считают военный ответ Израиля несоразмерным и хотели бы, чтобы конфликт как-то затих сам собой. И уж совсем не нужно втягивать в него еще и непосредственно Иран. США вон даже с хуситами пока ничего поделать не могут.
Отражением колебаний Вашингтона стало принятие недавно резолюции Совбеза ООН с призывом к немедленному прекращению огня в секторе Газа. Впервые за долгое время постоянный представитель США отказалась безоговорочно поддерживать Израиль и воздержалась при голосовании.
Отношения между администрацией Байдена и кабинетом Нетаньяху вообще серьезно обострились. Их личные отношения не сложились, еще когда Байден был вице-президентом при Обаме. Теперь же США не нравится, что Нетаньяху категорически отвергает идею создания независимого Палестинского государства. Из Вашингтона даже намекают, что Нетаньяху вообще хорошо было бы уйти от власти. С откровенным призывом провести новые выборы выступил лидер демократического большинства в сенате Чак Шумер, заявивший, что Нетаньяху действует не в интересах Израиля. Вашингтон возражает и против новой фазы военной операции в Газе. На сей раз на юге, в районе города Рафах близ египетской границы, где скопилось более миллиона палестинцев, спасаясь от военной операции на севере сектора. В ходе недавнего визита в Израиль госсекретарь Блинкен предупредил, что начало операции в Рафахе усилит международную изоляцию Израиля, однако понимания в Иерусалиме не нашел.
Впрочем, если произойдет эскалация военного конфликта, особенно с участием Ирана, то США будут просто вынуждены поддержать главного союзника на Ближнем Востоке. Собственно, на то и расчет.