В выборе города для жизни молодежь ориентируется на зарплаты, транспорт и социальную инфраструктуру
Оказывается, далеко не все молодые люди стремятся ради получения образования покинуть родной регион. И далеко не все, кто его все-таки покинул, после завершения обучения готовы остаться в новом городе. И уж тем более далеко не все города молодежь считает достойными того, чтобы в них осесть
Читать на полной версииПринято утверждать, что образовательные потребности и перспективы — один из самых мощных мотивов внутренней миграции и даже иммиграции в другие страны. Второй вариант оставим пока в стороне, а вот что касается переезда молодых людей из одного российского города и региона в другой в поисках лучшей образовательной доли, то тут все не так просто, свидетельствует недавнее исследование ВЦИОМ.
Начать с того, что, согласно результатам опроса, сегодня лишь каждый четвертый россиянин (24%) в принципе собирается менять место жительства и перебираться в другой город, регион или страну. При этом более чем в половине случаев (13%) речь идет о регионе, где люди раньше не учились ни в школе, ни в колледже, техникуме или вузе, так что с образовательной темой это не связано никак. Для справки: топ-3 наиболее привлекательных мест — Москва и Московская область (10% от числа планирующих переезд), Краснодар (8%) и Санкт-Петербург (6%), и в целом решающиеся на смену места жительства, как правило, стремятся в города, которые считаются лучшими для построения карьеры.
А вот 74% респондентов заявили, что, исповедуя принцип «где родился, там и пригодился», никуда переезжать не собираются. Причем неохота к перемене мест практически не меняется в зависимости от города и региона текущего проживания, отмечают аналитики ВЦИОМ.
Теперь что касается конкретно молодых людей, их стремления получить хорошее образование и готовности ради этого покинуть родные места. Весьма неожиданным итогом опроса является показатель 66% — именно столько россиян продолжают обучение в том же регионе, где получали школьное образование, из них 37% в погоне за знаниями даже населенного пункта не меняли. Лишь 23% соотечественников перебираются с образовательными целями в другой регион, и 8% из них — просто в соседний.
Естественно, чем меньше населенный пункт, тем выше склонность местной молодежи к переезду, и наоборот. «Жители сел и городов с населением до 100 тысяч человек чаще других переезжают в другое место в пределах своего региона для получения профессионального образования (42% и 37% соответственно vs 11% среди москвичей и петербуржцев). Жители обеих столиц и городов-миллионников, напротив, в 54% случаев продолжают обучение там, где окончили школу (vs 21% среди сельчан). Основная причина в том, что учебные заведения распределены по стране крайне неравномерно, а самые престижные вузы располагаются в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках», — поясняют аналитики ВЦИОМ.
Но что самое любопытное и крайне важное для рынка недвижимости, привыкшего видеть в студентах и их родителях сначала активных арендаторов, а затем не менее активных покупателей жилья: переезд ради учебы в другой населенный пункт — отнюдь не гарантия того, что он станет новым домом. «Более половины опрошенных, получавших профессиональное образование, после окончания техникума, колледжа или вуза работают и живут в регионе, в котором окончили школу (55%, в том числе 48% — просто в том же населенном пункте). Только 16% ответили, что остались в населенном пункте, где получали профессиональное образование, еще 6% — в другом населенном пункте того же региона. Каждый седьмой сказал, что после получения «корочки» уехал жить и работать в новый для себя регион (15%), 3% — в другую страну», — свидетельствуют данные опроса.
Так что арендная ставка на учащуюся молодежь, безусловно, играла, играет и будет продолжать играть, а вот дальше… Дальше многое зависит от того, способен ли город удовлетворить ключевые запросы современных молодых людей, выбирающих для себя место жительства. А здесь, как гласят данные другого исследования, совместно проведенного специалистами Центра развития карьеры и бренда работодателя «Дом.РФ» и экспертного центра всероссийского студенческого проекта «Твой ход»*, топ критериев — возможности для трудоустройства и зарплаты не ниже уровня рынка (47%), транспорт (36%) и социальная инфраструктура (35%).
«Для трети опрошенных (29%) равными по значимости параметрами выбора города стали качественное образование и разнообразие развлечений. Хорошую экологическую обстановку ценят 28% участников опроса, возможности для самореализации — еще 22%. Развитая городская среда стала основным фактором выбора для 20% респондентов, еще 13% отметили необходимость господдержки стартапов, малого и среднего бизнеса. Наименее важными параметрами для места жительства по итогам опроса оказались историческая архитектура города и возможность пользоваться качественными товарами и услугами — их значимость отметили 11% респондентов соответственно», — говорится в исследовании.
«В этом опросе мы увидели, что более чем половине молодых специалистов в их городах не хватает креативных пространств и коворкингов, около 40% необходимо больше массовых мероприятий и культурных центров. Полученная информация позволит нам понять «точки опоры», которые мы будем учитывать при разработке мастер-планов — чтобы молодежь хотела жить в регионах, строить семью, работать и развиваться», — подчеркивает директор по развитию городской среды «Дом.РФ» Антон Финогенов.
Кроме того, ровно треть респондентов отметили в своих городах нехватку современных спортивных площадок, 21% — больших торговых центров. Увеличить количество кафе, ресторанов и баров считают нужным 14% участников опроса, театров и кинотеатров — 13% и 11% соответственно. Также в список попали парки, скверы и прогулочные зоны, аквапарки и парки аттракционов.
На вопрос «планируешь ли ты переезжать из своего региона в ближайшие пять лет?» большинство опрошенных (31%) заявили, что скорее нет, и еще 12% сказали, что определенно нет. Однозначно утвердительно ответили 17% респондентов, возможность такого сценария рассматривают 25%. А 15% участников исследования пока не определились.
* Есть в распоряжении Business FM