Мораторий на антимонопольные проверки IT-компаний завершился. Чего ждать организациям?
Правительство отменило мораторий еще 20 марта, в четверг, 28 марта, решение вступает в силу. Федеральная антимонопольная служба сообщила о большом числе жалоб со стороны бизнеса и потребителей о нарушениях со стороны доминирующих компаний. О ком может идти речь и какие инструменты теперь в руках у ведомства?
Читать на полной версииВ Минцифры заявляли, что мораторий на проверки IT-компаний снимут только для нескольких организаций. В первую очередь для тех, кто может злоупотреблять доминирующим положением на рынке. Конкретные названия не упоминались, однако с начала этого года доминирующими признали уже несколько компаний.
В январе это были Wildberries и Ozon, они берут на себя в сумме больше 80% рынка онлайн-ретейла. Это позволяет ФАС применять к ним более строгие меры. Тогда отмечалось, что ведомство рассчитывает на добровольное устранение нарушений, раз уж введен мораторий на проверки. Доминирующим ФАС считает и положение «Яндекс Такси».
Какие возможности появятся у ФАС после отмены моратория на проверки? Отвечает партнер бюро «Сергей Москаленко и партнеры» Сергей Москаленко:
— У ФАС всегда одним из страшных инструментов является оборотный штраф. То есть они берут большую часть прибыли. Понятно, что для всех это является страшным орудием, все, конечно, этого дико боятся. Но, опять же, если мы говорим о крупных компаниях, эти нарушения должны носить системный характер, права потребителей должны нарушаться массово, а не какие-то единичные случаи. Когда ты штрафуешь такие компании, как «Яндекс», их нарушение должно быть соизмеримо этому оборотному штрафу. Я не думаю, что такие нарушения там могут быть.
— А есть какие-то другие меры или они непопулярны?
— Приостановление деятельности или запрет деятельности? Это, мне кажется, из-за разряда фантастики. Это и наполнение бюджета, и для бизнеса ощутимые потери.
Вряд ли дойдет до слишком серьезных штрафов, тем более что компании идут навстречу требованиям службы, полагают аналитики. К примеру, «Яндекс Такси», после того как стало известно о внимании ФАС, ввел несколько изменений. В частности, сервис будет снижать комиссию для водителей при высоком спросе. А для пассажиров, которые слишком часто отменяют заказы, будут снижать скорость поиска машины. В компании отмечали, что информируют ведомство о каждом нововведении.
Был ли эффект от этих действий, рассуждает IT-обозреватель «Российской газеты» Олег Капранов:
Олег Капранов IT-обозреватель «Российской газеты» «От «Яндекса» потребовали публичных действий, они их совершили. Когда речь идет об алгоритмах, либо мы верим в то, что они работают прозрачно и добросовестно, либо мы не верим, что они работают прозрачно и добросовестно. И то и другое доказать практически невозможно. Поэтому «Яндекс» может совершить какие-то действия, ввести какие-то ограничения. Будет ли их достаточно, это абсолютно непредсказуемо. Ты находишь какой-то компромиссный набор норм и требований, которые удовлетворяют регуляторы, с одной стороны, и это позволяет тебе сохранить работоспособность сервиса, с другой стороны. Это произошло с рекомендательными системами, будем надеяться, что это же произойдет и с «Яндексом», и с этой антимонопольной проверкой. Проблема в том, что между пассажиром и водителем есть посредник в лице «Яндекса», обе стороны считают, имея некоторые основания, что этот посредник что-то подкручивает в свою пользу. Если бы посредника не было, стороны просто были бы недовольны собой, недовольны жизнью, этим бы все и ограничилось».
«Яндекс Такси» также отметился после теракта в «Крокус сити холле». В ночь трагедии сервис сделал все поездки из района теракта бесплатными. А деньги за уже оплаченные заказы обещал вернуть. Позже компания также заявила, что будет за свой счет возвращать полную стоимость поездок в случаях вынужденных массовых эвакуаций из районов происшествий в сотрудничестве с городскими властями.