Обновлено в 15:25

В Самарской области после удара дрона загорелся НПЗ. Речь о Куйбышевском нефтеперерабатывающем заводе, пожар произошел на колонне первичной переработки нефти. Пострадавших нет. Пожарные ликвидировали открытое горение.

Накануне Financial Times писала, что США призвали Украину перестать обстреливать российские нефтеперерабатывающие заводы из-за угрозы роста мировых цен на нефть и ответных мер со стороны Москвы. В Белом доме эту информацию не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть.

Ночную атаку на НПЗ и ее значение для российских войск Business FM обсудила с военным экспертом, основателем портала Military Russia Дмитрием Корневым:

Атаки по НПЗ — это крайне неприятное явление. Скорее всего, мы это спокойно переживем по той причине, что не все НПЗ, которыми располагает российская энергетическая и топливная инфраструктура, находятся в радиусе досягаемости украинских дронов. Но такого рода атаки могут сказаться на производстве топлива, дизельного топлива, бензина, это может сказаться на поставках топлива, тем более что приближается посевная во многих регионах. Насколько такие удары серьезны? К сожалению, НПЗ работают с легковоспламеняющимися материалами. Бензин, дизельное топливо, мазут и различные фракции углеводородов воспламеняются. Противник наносит удары не просто по территории НПЗ, а он работает по конкретным производящим установкам — высоким башням, которые осуществляют разделение углеводородов на фракции. Конечно, это можно починить, но это вызовет временные задержки и снижение производительности НПЗ. Насколько скажется обращение США к ВСУ прекратить атаки? Это достаточно серьезный вопрос. Дело в том, что доля российских бензина и топлива в общемировом котле незначительная. Скорее, это просто попытка США осадить украинское руководство, прекратить такого рода воздействие, продолжение которого может привести к самым разным последствиям. Если в Вашингтоне вынашивают планы усадить за стол переговоров украинское руководство, продолжение бомбардировок украинскими дронами российских НПЗ этим планам нисколько не способствует.

Почему именно Самара?

Они смогли туда дотянуться. Видимо, те заводы, которые находятся близко к Украине, уже так или иначе прикрыты системами ПВО. А в глубине РФ, видимо, никому в голову не приходило, что необходимо выстраивать дополнительные рубежи противовоздушной обороны. Противник этим грамотно воспользовался.

Комментирует эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета «Если удары продолжатся и не получится быстро защитить эти НПЗ, то можно ожидать дальнейшего снижения уровня переработки в РФ. Он уже, видимо, достиг нескольких процентов, хотя западные источники рисуют, что уже чуть ли не несколько десятков процентов в России повреждено от всего объема переработки, но, скорее всего, это преувеличение. Все НПЗ, которые попали под раздачу, это важные НПЗ, они все находятся в европейской части России и преимущественно работают в европейской части России. Я полагаю, что ремонт пройдет успешно, защита НПЗ с помощью средств ПВО будет налажена и ударов будет меньше. Можно ли считать, что Financial Times специально опубликовала сообщения, чтобы повлиять на Зеленского? У Запада и у американцев в частности есть более прямой способ влияния на Зеленского: достаточно позвонить по телефону. Нет необходимости устраивать такой коммуникационный аттракцион. Не исключено, что публикация нужна для того, чтобы лишний раз снять ответственность с американцев на фоне возможной эскалации конфликта, сказать, что американцы ни при чем. Как удары повлияют на цены на нефть? С одной стороны, цены растут, с другой стороны, если Россия уменьшит объем переработки нефти, то, возможно, что на горизонте ближайших нескольких недель будет увеличен экспорт сырой нефти из России. В этом плане предложение сырой нефти на мировом рынке может вырасти, цены снизятся, в случае если удары по РФ будут продолжаться. В качестве ответной меры Россия может под каким-то официальным или неофициальным предлогом сделать так, чтобы казахстанская нефть в меньшей степени шла на мировые рынки, а надо понимать, что казахстанскую нефть добывают в том числе американские компании, которые являются инвесторами в проекты на территории Казахстана. То есть она может дополнительно уменьшить приток нефти на мировые рынки и спровоцировать рост цен. Такая опция теоретически остается, и хорошо, что FT миру показывает, что американцы в курсе, что у России такая опция есть».

Ранее некоторые СМИ сообщали, что российские нефтяные компании закупают средства защиты нефтеперерабатывающих заводов от беспилотников и что речь идет даже об оснащении НПЗ самоходными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь». Комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «По поводу защиты НПЗ — мы видим двойную оборону, то есть нефтяные компании закупают всевозможные средства и для НПЗ, и для топливных баз. На топливных базах, может быть, поменьше оборудования стоит, потому что это менее ценный объект, но даже там устанавливается то, что покупает сама компания. Она приобретает средства радиоэлектронной борьбы, где-то может делать физические системы защиты, сетку натянуть, попытаться физически закрыть часть оборудования, чтобы прямого контакта не было беспилотника, ну и защищают персонал, пишут инструкцию, как себя вести в случае атаки на промышленный объект. Закупают определенные дронобойки, но для беспилотников самолетного типа дронобойки не самая опасная вещь, и нефтяные компании также заключают контракты с Росгвардией, чтобы им предоставляли охрану, чуть ли не человека с пулеметом сажают. А если говорить о более серьезной защите, те же самые «Панцири» и прочее, это уже монополия армии, и здесь нефтяные компании могут только неформально как-то договариваться с вооруженными силами. Нанять армию для того, чтобы они защищали вас «Панцирями», официально нельзя, но государство тоже понимает, что это важный промышленный объект, зачастую топливные базы охраняют «Панцирями», но компания здесь не может управлять подобными системами зенитного вооружения, не может указывать, то есть вооруженные силы никаких контрактов на оборону НПЗ не подписывают. Это просто их монополия, и они, исходя из своих соображений, как-то этот объект защищают».

Также минувшей ночью был атакован Оскольский электрометаллургический комбинат в Белгородской области.

Российские НПЗ с начала года регулярно подвергаются атакам беспилотников. Только в этом марте были повреждены Нижегородский, Рязанский, Сызранский НПЗ