Обновлено в 15:50

Мещанский суд Москвы вынес приговор по громкому делу бывшего замглавы Минэнерго Анатолия Тихонова. Его признали виновным в растрате 272 млн рублей бюджетных средств, выделенных на создание государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК), и получении взяток на сумму 122 млн рублей. Однако наказание оказалось довольно мягким — суд дал ему пять лет и четыре месяца заключения, которые он уже отсидел в ходе следствия и судебного процесса. Поэтому после того как прозвучал срок, подсудимый был освобожден из-под стражи в зале суда. Он должен выплатить штраф в размере 501 млн рублей.

Шестеро других подсудимых получили условные сроки в семь и семь с половиной лет лишения свободы со штрафами от 45 млн до 90,3 млн рублей. Двое из них покинули СИЗО после оглашения приговора.

Приговор был озвучен со второй попытки — первоначально судья Елена Каракешишева планировала сделать это 25 марта. Однако в этот день оглашение приговора отложили.

Действующий замглавы министерства энергетики Анатолий Тихонов был арестован в сентябре 2020 года. Ему инкриминировали два эпизода растраты в особо крупном размере (ч. 4 ст. 160 УК РФ) и два эпизода получения взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ).

Четыре эпизода

По версии следствия, преступления совершены в 2014-2016 годах при создании государственной информационной системы ТЭК России. Ее поручили ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА), которое в то время возглавлял Тихонов. Зная о предстоящем выделении денежных средств из бюджета в качестве субсидии, гендиректор РЭА, как считает следствие, решил «воспользоваться данным обстоятельством в целях незаконного личного обогащения».

При посредничестве заместителя гендиректора ЗАО «Ланит» Владимира Макарова он договорился с президентом фирмы Георгием Генсом (умер в 2018 году. — BFM) за взятку в 580 тысяч долларов (или 45 млн рублей по курсу 2016 года) обеспечить заключение договора с его компанией на создание ГИС ТЭК России. Выделенные на эти цели средства по фиктивным договорам вначале ушли на счета зарегистрированной в Лондоне фирмы «Денирелло» (Denirello LLP), а затем через цепочку других компаний и ряда посредников — Тихонову, полагает СК.

В итоге победителем конкурса в октябре 2014 года стало ЗАО «Ланит», которому достался контракт стоимостью 607 млн рублей. Проведенные по делу экспертизы показали, что цена превысила рыночную стоимость и должна была составить 431 млн 983 тысячи рублей. Разницу же в размере не менее 175 млн рублей похитил Тихонов путем растраты в интересах ЗАО «Ланит», утверждало следствие. Согласно выводам компьютерно-технической судебной экспертизы, система оказалась неработоспособной, поскольку «фактически выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы невозможно использовать в промышленной эксплуатации».

Второй эпизод растраты на сумму 96 млн 835 тысяч рублей связан с заключением в 2014-2016 годах контрактов РЭА на поставку для ГИС ТЭК компьютерного, серверного и другого необходимого оборудования, а также на дооснащение оборудованием по завышенным ценам с ЗАО «Ресурс-сервис» и ЗАО «Софтлайн трейд», а фактически через их контрагента — екатеринбургскую компанию ООО «Эндевел», которая закупила со скидкой технику фирмы Hitachi.

По версии следствия, в первом случае технику приобрели у ЗАО «Ресурс-сервис» за 102 млн 253 тысячи рублей, что превысило рыночную стоимость оборудования на 73 млн 441 тысячу рублей. Во втором случае цена закупленного у ЗАО «Софтлайн трейд» оборудования за 41,7 млн рублей на 23,3 млн рублей превышала рыночную. За участие в госконтракте исполнительному директору фирмы Игорю Удинцеву пришлось заплатить Тихонову «откат» в сумме 77 млн 215 тысяч рублей.

Перед судом помимо Анатолия Тихонова предстали два бывших вице-президента ЗАО «Ланит» Виктор Серебряков и Владимир Макаров, экс-советник замминистра Роман Рыжков, предприниматель Елена Головко, бывшая гражданская жена Тихонова Валерия Коваленко и руководитель ООО «Эндевел» Игорь Удинцев. Пятерым из них вменили посредничество в даче взятки в особо крупном размере (ч. 4 ст. 291.1 УК РФ), а Удинцеву — дачу взятки в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ).

На момент вынесения приговора трое подсудимых — Тихонов, Макаров и Рыжков — находились под стражей, Головко, Коваленко и Серебряков — под домашним арестом, а Удинцев — под подпиской о невыезде. В ходе разбирательства, которое стартовало в октябре 2022 года, большинство фигурантов, включая Тихонова, вину отрицали. Двое — Серебряков и Удинцев — на следствии дали признательные показания. В суде фигуранты хоть и подтвердили их, но заявили, что не согласны с квалификацией их действий, которые, по их мнению, следовало квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК РФ).

Последнее слово

В последнем слове, которое суд заслушал 14 марта, Анатолий Тихонов просил его оправдать. Он назвал свое уголовное дело «сфабрикованным» и заявил, что оно построено на показаниях единственного человека — заключившего с прокуратурой досудебное соглашение о сотрудничестве бывшего руководителя департамента информационных технологий ТЭК Минэнерго Романа Щербова. За посредничество в даче взяток Тихонову Мещанский суд Москвы 29 февраля приговорил его к штрафу в 5 млн рублей. Этот приговор стал вторым для Щербова. В 2017 году его вместе с Удинцевым осудили на 6,5 и 5,5 года заключения соответственно за махинации при закупке оборудования для ГИС ТЭК.

Обращаясь к суду, Анатолий Тихонов сказал, что, несмотря на проведенные в СИЗО 3,5 года, он «всегда верил и продолжает верить в российское правосудие». Он поблагодарил судью Елену Каракешишеву за то, что она профессионально вела процесс, и в очередной раз заявил, что преступления, в которых его обвиняют, он не совершал. По мнению фигуранта, из более чем 90 свидетелей обвинения нет ни одного, кто бы «хоть мало-мальски» подтвердил доводы «досудебщика».

Тихонов посетовал, что обвинение с чрезмерной легкостью отнеслось к цифрам в деле, которые ему вменили как получение взяток. «Цифры эти не соотносятся друг с другом. Они указаны в разных валютах, в разных категориях, а при суммировании не дают результата. Это очень огорчительно», — заявил экс-замминистра, заметив, что привык считать по-другому, и ему было сложно защищаться от «криво составленного» обвинения.

Он призвал суд положить в основу приговора заключения специалистов защиты, которые, на его взгляд, опровергли проведенные на следствии экспертизы о том, что произведенные работы по созданию ГИС ТЭК, в частности, ничего не стоили.

Мать своего сына Валерию Коваленко Анатолий Тихонов назвал «заложницей», заявив, что с помощью ее ареста (Коваленко провела в СИЗО полгода) на него пытались оказать давление. «Я безумно грешный человек, и отвечать мы все, понятно, будем на высшем суде. Но я не виноват в том, в чем меня обвиняют», — утверждал фигурант, уверяя, что всегда «честно служил своей стране», выполняя в том числе специальные задачи родины, благодаря чему был награжден орденом секретным указом президента. «Конечно, для меня обвинение в коррупционных преступлениях является, мягко говоря, плохим для имиджа, и я сделаю все возможное, чтобы восстановить свое доброе имя», — заявил подсудимый. Он просил суд предоставить ему право на реабилитацию и пообещал все полученные в этом случае деньги направить на нужды церкви.

Про борьбу с гневом и амбиции

Остальные фигуранты просили разное. Так, Роман Рыжков, отрастивший за время следствия и суда длинную седую бороду и волосы, выступил с довольно философской речью. Исповедующий буддизм подсудимый поблагодарил людей, «благодаря которым он оказался в СИЗО». С их помощью он, Рыжков, «искоренил чувство гнева» и научился терпению. Подсудимый заметил, что не признает вину, но обещал судье принять ее решение «с достоинством и смирением».

Другие фигуранты назвали запрошенное для них прокурором наказание чрезмерно суровым, а штрафы, которые запросила для них прокурор, — неподъемными. Они просили не назначать их или дать минимальные штрафы, которые они смогли бы оплатить.

Частично признавший вину экс-вице-президент ЗАО «Ланит» Виктор Серебряков сказал, что хоть и раскаивается в содеянном, однако не согласен с позицией прокуратуры в том, что система ГИС ТЭК является неработоспособной. Он заявил, что была создана «приличная вещь» — система, которая до сих «работает и решает проблемы отрасли», несмотря на то что с начала ее разработки прошло десять лет. Проект по созданию ГИС ТЭК Серебряков назвал «эпохальным», ставшим для него и его команды «айтишников» вызовом. «В те годы, увлеченный идеей, я действительно не придал внимание некоторым негативным факторам. Мне казалось, что создание такого проекта затмит все неприятности, на которые пришлось закрыть глаза. Я считал и считаю сейчас, что такой проект действительно был нужен стране», — сказал подсудимый. Аналогичную позицию высказал и Игорь Удинцев. Он назвал создание ГИС ТЭК амбициозной задачей. «Именно поэтому мы смотрели на поведение некоторых персонажей сквозь пальцы», — сказал он. В завершение он заявил, что «раскаивается в своих ошибках и криминальных поступках».

Ранее в прениях сторон прокурор Екатерина Фролова предложила назначить шести подсудимым по семь или семь с половиной лет заключения условно со штрафами от 45 млн до 90 млн рублей.

Приговор

Суд назначил им именно такое наказание. Виктору Серебрякову, Владимиру Макарову и Игорю Удинцеву суд дал по семь лет лишения свободы условно. Роман Рыжков, Елена Головко и Валерия Коваленко были осуждены на 7,5 года условно каждый. Самый маленький штраф в 45 млн рублей суд назначил Серебрякову, а самый большой — в размере 90 млн 306 тысяч рублей — Макарову.

При этом Макаров и Рыжков, пробывшие в СИЗО, как и Тихонов, по 3,5 года, покинули клетку после оглашения приговора в зале суда.

По приговору суда Анатолий Тихонов был лишен госнаград — ордена Почета и ордена Дружбы. Суд запретил ему занимать должности на госслужбе и в органах местного самоуправления в течение 14,5 года.

Кроме того, суд конфисковал имущество Тихонова, в том числе недвижимость во Франции, и постановил изъять у него 122 млн рублей — сумму, эквивалентную полученным взяткам.

Суд также удовлетворил иск Минэнерго, признанного по делу потерпевшим, к подсудимым о взыскании с них ущерба на сумму 271 млн 852 тысячи рублей.

Для его обеспечения в ходе следствия под арест попали активы компании Archuleta SA, зарегистрированной в Монако, бенефициаром которой являлся Анатолий Тихонов. На счетах фирмы следователи нашли 43 млн 646 тысяч евро. А на зарубежном счете сына экс-замминистра в Монако — 1 млн 69 тысяч евро. Эти деньги суд тоже обратил в доход государства.

Мягкое наказание не устроило подсудимых. После оглашения приговора адвокаты большинства из них заявили Business FM, что будут обжаловать его в Мосгорсуде.

Защитник Анатолия Тихонова Максим Пашков заявил, что считает приговор неправосудным. «Я убежден, что обвинение не было подтверждено в суде», — сказал он, уточнив, что решение об обжаловании приговора все же будет принимать не он, а его доверитель, которому нужно немного прийти в себя и побыть с родными.

Другой адвокат экс-замминистра Анна Иванова из адвокатского бюро «Падва и партнеры» высказалась более определенно. Она отметила, что ее подзащитный настроен решительно. «Анатолий Владимирович считает себя невиновным и хочет, чтобы приговор был отменен. Безусловно, он рад, что он вышел из-под стражи, но он считает себя невиновным и будет добиваться справедливости», — сказала она радиостанции.

Защитница отметила, что находящееся под стражей имущество ее подзащитного должно с лихвой покрыть иск потерпевшего, штраф и взыскание в 122 млн рублей. «У него были арестованы банковские счета, акции и доходы от акций, земельный участок и дом. Все это более чем покроет все наложенные взыскания. Поэтому неясно, зачем суд назначил еще и конфискацию денежных средств со счетов в Монако, которые совершенно не имеют отношение к обвинению и деянию, которое ему вменяли», — сказала она. Адвокат назвала приговор «чрезвычайно суровым» в части имущественных взысканий и особенно штрафа, 80-кратного сумме инкриминируемых взяток.

По закону апелляцию можно подать в течение 15 дней.

В пресс-службе «Ланита» Business FM сообщили, что компания с самого начала активно сотрудничала со следствием, предоставляла ему все материалы, организовала тщательную внутреннюю проверку работоспособности ГИС ТЭК и документации по ней.

«Важно отметить, что речь о событиях, которые происходили в 2014-2015 годах, — говорится в официальном заявлении. — С того времени компания разработала и утвердила новую комплаенс-политику, политику по противодействию взяточничеству и коррупции, были созданы комплаенс-комитет, комитет по внутреннему аудиту, на регулярной основе проводится обучение сотрудников практикам комплаенс и антикоррупции. Компания «Ланит» вступила в Национальную ассоциацию комплаенс, в планах присоединение к Антикоррупционной хартии российского бизнеса».