Полная стоимость кредитов наличными достигла 31,4% годовых. Устраивает ли это бизнес?
Стоимость таких кредитов уверенно растет с июля 2023 года, когда Центробанк начал поднимать ключевую ставку. Business FM спросила у предпринимателей, берут ли сейчас компании кредиты для ведения дел и устраивают ли их условия
Читать на полной версииПолная стоимость кредитов в сегменте кредитов наличными достигла 31,4% годовых. Это максимум с четвертого квартала 2014 года, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные БКИ «Скоринг бюро». Побит даже результат марта 2022 года, тогда ПСК составляла 30,7% годовых.
Издание указало, что показатель по кредитам наличными уверенно растет с июля 2023 года, когда Центробанк начал поднимать ключевую ставку. Business FM спросила у предпринимателей, берут ли сейчас компании кредиты для ведения дел и устраивают ли их условия.
Гендиректор холдинга «Адитим», инжиниринговой компании в области переработки полимеров, Георгий Солдатов:
«Ключевая ставка ЦБ сейчас, конечно, неподъемная для бизнеса, ни для инвестиций в основные средства, ни для операционного бизнеса. Как мы это решаем? Частично нам удается снижать процентную нагрузку за счет перекредитования в иностранной валюте, в юанях, условно говоря. Для импортеров это возможно, потому что так или иначе мы зависим от валюты, мы валютой платим, поэтому идет снижение определенной процентной нагрузки. Другие варианты — это мы договариваемся с нашими иностранными партнерами, которые нам что-то грузят. Если импортный товар, то чтобы они нам давали максимальное количество отсрочки. Есть механизмы крупных экспортных страховых компаний со стороны партнеров, то есть для нас это импорт, для них это экспорт, они выдают лимиты, например, на компанию, и за счет этого мы как раз увеличиваем свои кредитные лимиты, как лимиты, так и периоды. На сегодняшний момент даже при большой ключевой ставке решиться могло бы это все какими-то дополнительными компенсациями процентных ставок по определенным направлениям, как завозы разных материалов. То, что было в прошлом году, сейчас до сих пор не запущено, на оборудование дополнительное субсидирование и так далее. Есть часть механизмов государственных, но, с моей точки зрения, с учетом того, что происходит сейчас, необходима большая гибкость этих инструментов для бизнеса, для того чтобы их можно было эффективно использовать».
Президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев:
«Понятно, что часть инвестиций ставится на паузу, откладывается в долгий ящик. Сейчас ситуация и в подорожании кредитов, и в том, что всевозможные программы государственные, которые были, которые частично компенсировали проценты по кредитам при инвестировании, например, в основные средства, в здания, сооружения, в оборудование, это все тоже приторможено, бюджет сокращен. Поэтому получается, что компании могут развиваться только из собственных средств, а кредитные баснословно дороги, и нет смысла затевать какой-то проект, рассчитанный на несколько лет, по строительству здания и по укомплектованию его промышленным оборудованием на заемные деньги под такие проценты, это просто неинтересно. Поэтому стараемся минимизировать кредиты. Получается, что портфель в два раза меньше, а нагрузка такая же, как была при нормальной ставке года три назад. Было ощущение, что такая ситуация будет с повышением ставки, поэтому где-то года за полтора-два мы начали сокращать свой кредитный портфель. В таком состоянии неразвития компания может находиться и два, и три года, такое бывало, ничего страшного не происходило, но при этом и ничего хорошего».
Партнер сети семейных фиджитал-парков Hello Park Алексей Завьялов:
«У нас все просто, 16% — это только заявленная ставка, по факту, конечно, полная стоимость выходит намного дороже. И это, конечно, условия, при которых бизнес развиваться не может именно в силу того, что найти бизнес с маржинальностью 50%, из которых, условно говоря, будем готовы 20% отдавать банку, достаточно тяжело. Поэтому для своего развития мы не применяем никакого кредитования внешнего, мы просто изменили систему развития на развитие франшизы. Максимум, что мы можем рассмотреть, допустимую процентную ставку по кредиту, это до 10%. Тогда мы еще сможем финмодель сделать так, чтобы она ложилась вот в эти сроки окупаемости».
Центробанк 22 марта второй раз подряд сохранил ключевую ставку на уровне 16%.
С июля прошлого года регулятор начал повышать ключевую ставку для борьбы с инфляцией. На уровне 16% она находится с декабря.