Крупный добытчик краба «Антей» подал иск к Росрыболовству
Компания в 2017 году выиграла квоту на вылов крабов в подзоне Приморье, по контракту — 15,5% от разрешенного объема. Но в 2021 году Росрыболовство запретило там вылов. Теперь компания требует компенсировать 1 млрд рублей
Читать на полной версииКрупный российский добытчик краба — компания «Антей» — подал иск к Росрыболовству на 1 млрд рублей. Как пишет газета «Коммерсантъ», компания выиграла на аукционе квоту на вылов камчатского краба в подзоне Приморье в 2017 году. Год спустя был заключен договор, по которому «Антей» получил право добывать 15,5% разрешенного объема краба.
Но, как отмечают источники газеты, в 2021 году Росрыболовство запретило вылов в этом районе из-за снижения популяции. Действие ограничений регулярно продлевается. Запрет делает добычу невозможной, и сохранение договора в этих условиях невыгодно, считают в компании. При этом «Антей» выплатил на аукционе за эту локацию 1,2 млрд рублей. Комментирует руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Валентин Балашов:
— Это природа, это как в лесу: люди ходят на охоту, им дают эти охотничьи билеты, и они занимаются отстрелом какого-то вида животных. А потом сказали, что животных вообще уже не осталось в этом лесу и поэтому в этом году не выдаем билеты. И что теперь, идти и бить стекла в государственные органы? Нет. Так же и с крабами. Природу не поймешь, что-то изменилось, и запаса нет, популяция снизилась до критически минимального уровня. Ну давайте тогда еще его тогда выловим и вообще забудем про краба навсегда. Тут государство вводит меры ограничения, не запрета.
— Вы понимаете, что нам со стороны по-обывательски кажется это тоже странными государственными мерами. Популяция может сократиться совсем, и нельзя не ввести запрет, но и компании, которые торги выигрывали, платили больше миллиарда рублей за то, чтобы много лет вылавливать, тоже попали.
— Безусловно. Последние десять лет активизировалась такая форма приобретения прав добычи водных ресурсов, как рыбные или крабовые аукционы, причем последние пять лет это уже стало фишкой нового руководства Росрыболовства. Основной принцип получения права осуществлять рыболовство — это единый аукцион, чтобы купить право на вылов минтая, трески, краба, селедки. Таким образом, предприниматель выкладывает гигантские деньги (были последние аукционы на крабов, там под 200 млрд рублей люди заплатили), а потом возникают какие-то ситуации, ограничивают или запрещают рыболовство. И люди недовольны, они же в банках брали кредиты, они обязаны возвращать эти деньги. А тут — раз, и перестали ловить. И таких исков будет подаваться с каждым годом все больше и больше, потому что природу невозможно спрогнозировать под финансы, все это сказывается потом на прилавках магазинов. Все эти аукционные деньги, которые заплачены за крабов или за рыбу предприятиями, а потом им запрещают что-то делать, они все должны где-то компенсировать.
В 2000-х годах квоты на добычу рыбы и краба были распределены между компаниями на аукционах и на их основе были закреплены за ними по так называемому историческому принципу. Впоследствии государство решило изменить механизм и изъять часть квот, чтобы распределить их через аукционы с инвестиционными обязательствами, победители которых обязаны вложиться в развитие инфраструктуры.
Обкатка системы аукционов прошла в 2017 году, разыгрывалась часть прибрежных зон в Приморье. Тогда как раз «Антей» и получил свою квоту, от которой пытается отказаться. В 2019 году крабовые аукционы стали массовыми. Участники рынка негативно восприняли меру, предупредив, что изъятие квот приведет к неблагоприятным последствиям, в частности к банкротству малых предприятий. Последний крабовый аукцион в прошлом году принес государству свыше 200 млрд рублей.