Хроника: обстрел Белгорода, удары по промышленным объектам Украины, заявления России и ЕС
Массированные ракетные атаки на объекты энергетики Украины стали ударами возмездия в ответ на обстрелы российских областей. Об этом заявили в Минобороны. Самые серьезные повреждения на Украине получил Днепрогэс: работу объекта пришлось полностью остановить
Читать на полной версииОбновлено в 18:30
Массированные ракетные атаки прошли в нескольких областях Украины в ночь на 22 марта. Как заявили в середине дня в российском Минобороны, военные нанесли 49 «ударов возмездия» по объектам на Украине. Целями стали не только объекты энергетики, но и объекты ВПК, железнодорожные узлы, склады и арсеналы, «места дислокации формирований ВСУ и иностранных наемников». Ведомство заявило о «дезорганизации» военного производства и ремонта вооружений и срыве переброски на фронт украинских подкреплений.
Наибольшее внимание было приковано к Днепрогэсу. Как позднее заявили в украинской прокуратуре, по станции пришлось восемь ракетных ударов, возник сильный пожар. Были выведены из строя объекты гидроэлектростанции, однако сама дамба прорвана не была, угрозы такой нет и сейчас. В соцсетях появились видео от очевидцев, находившихся на ГЭС во время прилета. Над головой одного из них пролетает ракета, на подлете выбрасывает тепловые ловушки для обмана ПВО и попадает в одно из помещений станции.
Судя по видео, удары по Днепрогэсу наносились стратегическими крылатыми ракетами Х-101 класса «воздух — земля». Эти ракеты приняты на вооружение в 2013 году и впервые использовались в операциях в Сирии. Они имеют дальность поражения до 5,5 тысячи километров и при необходимости могут менять цель прямо в полете. К моменту начала конфликта на Украине Х-101 получили модификацию, благодаря которой теперь могут выбрасывать тепловые ловушки. На видео работа этих ракет на финальной фазе подлета попадала уже несколько раз. По оценке экспертов, пуски таких крылатых ракет при последнем обстреле объектов на Украине осуществлялись в том числе с носителей Ту-95МС, возможно, участвовали и ТУ-160.
Поражение Днепрогэса привело к серьезным последствиям: большинство жителей Днепра оказались без света. Мэрия города призвала делать запасы воды. По данным СМИ, в регионе было обесточены несколько шахт. Без света под землей оказались более тысячи шахтеров, их пришлось эвакуировать.
В Харькове мэр заявил о полном блэкауте. По его словам, по объектам энергетики было выпущено больше 20 ракет, повреждения «слишком серьезные». Без электричества оказались 600 тысяч жителей. В городе не работает водо- и теплоснабжение, электротранспорт, светофоры. Воду в дома подают с помощью генераторов.
В Одесской области без света остались 230 тысяч человек. В Запорожской области из-за атаки введены графики аварийного отключения света. Системные отключения наблюдаются в большинстве регионов Украины.
После прилетов по ГЭС произошла масштабная утечка нефтепродуктов в Днепр, сообщила украинская Госэкоинспекция и опубликовала фото, где на воде можно увидеть черную масляную пленку.
Часть оборудования к вечеру удалось запустить, но электроэнергию станция не производит. Комментирует военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:
Объекты «Нафтогаза» также были атакованы, сообщил глава правления компании Алексей Чернышев. По его словам, «есть локальные повреждения газопроводов и обесточивание объектов». В «Центрэнерго» сообщили, что один их объект также пострадал. Как уточнили в украинской прокуратуре, всего по всей Украине повреждено более 150 объектов.
Также продолжились удары ВСУ по российской территории. Утром вновь был атакован Белгород. Как сообщало российское Минобороны, в небе над регионом было сбито восемь реактивных снарядов РСЗО Vampire. В результате падения снаряда погибла одна женщина, два человека ранены. Выбиты окна в трех десятках квартир, повреждено больше десятка автомобилей. Под огонь попали четыре медучреждения. О пострадавших там не сообщалось.
О ситуации в городе рассказывает собственный корреспондент «Российской газеты» в Белгородской области Анна Скрипка:
— К сожалению, ежедневные утренние обстрелы со стороны Украины для белгородцев уже стали чем-то постоянным — такая страшная действительность. Какая особенность сегодняшнего утреннего обстрела? Удары наносились по тому же спальному микрорайону, что и накануне, только в этот раз пострадали не только многоквартирные дома, не только квартиры, но и учреждения здравоохранения. Корпус одной из частных клиник, достаточно авторитетной в городе, получил повреждения, характер и объем уточняются. Также, что, наверное, самое страшное, — это повреждения в городском перинатальном центре. К счастью, этот корпус, куда попало, был на санитарной обработке и там не было ни детей, ни рожениц. Помимо лечебных учреждений продолжает повреждаться другая социальная инфраструктура, малый бизнес очень страдает от этих постоянных ударов, потому что город практически замер, и никто не водит детей в развивающие детские центры, которые находятся как раз в этом спальном микрорайоне на первых этажах. Никто лишний раз не выходит в магазины, люди покупают только необходимые продукты, пользуются неотложными услугами, на этом все. Такая пока обстановка. Снова горят автомобили. Больше сотни, наверное, поврежденных машин в городе за эти дни. Автовладельцы говорят о том, что процедура оценки, экспертизы — это длительная процедура, но эти люди без авто, по сути, лишились относительной свободы передвижения по обстреливаемому городу.
— Уезжают люди?
— Ощущение, что город опустел, появилось еще на прошлой неделе, когда буквально жизнь замерла. Сейчас ощущение того, что очень много людей уехало, подкрепляют супермаркеты, как ни странно, где если раньше было какое-то движение товара на полках, то есть его раскупали, то сейчас спрос стал гораздо меньше. Можно сказать об этом, глядя на данные о наличии билетов на поезда. Та же «Ласточка» заполняется гораздо лучше, чем ранее, видно, что люди едут в другие регионы. Это не обязательно столица, но подальше от границы, где их готовы принять родственники, знакомые, если есть возможность арендовать жилье, хотя бы на это сложное время выехать из города, не подвергать риску себя и своих детей.
В офисе украинского президента назвали «фиктивной информацией» сообщение Financial Times о том, что США призывали Украину прекратить атаки на нефтяную инфраструктуру России. Как отметили в офисе, Украина будет стараться и дальше наносить ущерб топливной инфраструктуре.
Киев принял решение закрыть свой так называемый реестр международных спонсоров войны из-за давления партнеров, пишут источники Reuters. Это список компаний, которые, по версии Киева, продолжают работать в России и платить ей налоги. В частности, попаданием своих компаний в список были возмущены Китай, Франция, Австрия и Венгрия. Вместе с тем, как пишет Financial Times, США призвали Украину прекратить атаки беспилотников на российские НПЗ, опасаясь ответных мер Москвы и роста мировых цен на нефть.
Премьер Венгрии Виктор Орбан заявил СМИ, что ЕС прошел путь от «поставок касок» до разговоров «об отправке солдат на Украину». Он призвал одуматься, отметив, что жизнь не видеоигра и решение ЕС может привести к гибели сотен тысяч людей.
Премьер Бельгии заявил, что, если Украина проиграет в конфликте, будет глупо направлять ей деньги на восстановление, вместо этого надо посылать ей военную помощь. О том, как воспринимать эти заявления, можно ли считать их подготовкой к майским визитам Си Цзиньпина в Париж и Владимира Путина — в Китай, а также о продавливании Украины в вопросах реестра и атак на НПЗ Business FM поговорила с политологом Георгием Бовтом:
— Пока речь идет о повышении градуса риторики как реакция на вброшенный Макроном тезис о возможности отправки войск. Тем более он не оставляет эту тему и периодически подбрасывает новые информационные повороты. К теме привыкают, тему обсуждают. Первая стадия категорического неприятия — нет, никогда в жизни и ни за что — уже, на самом деле, пройдена. Это пока никак, я думаю, не связано с визитом Си Цзиньпина, хотя к визиту Си Цзиньпина риторика уже может дойти до такой стадии, где потребуются уже новые вводные.
— На этом фоне Украина отказывается от своего реестра компаний — спонсоров войны. Вместе с тем США призывают Киев прекратить удары по российским НПЗ.
— Союзники пытаются избавить Украину от эксцессов, потому что в данном случае это эксцессы, которые вредят им самим, поэтому они хотели бы сгладить общее воздействие. Что касается того, как удары по НПЗ бьют по Америке, публично таких заявлений не делалось, к тому же там двоякий эффект: сокращение переработки нефти в России может привести к росту ее экспорта, поэтому пока не очень понятно, какое воздействие это окажет на цены. Хотя в моменте действительно цены выросли, и об этом были публикации в прессе, какой-то эффект это имеет, хотя публично это не признается.
— По поводу итогов саммита в связи с судьбой замороженных российских активов. Окончательного решения не принято по поводу того, чтобы направлять замороженные российские активы на военную помощь Украине. Премьер Бельгии заявил, что, если Украина проиграет, будет глупо направлять деньги на восстановление Украины, но на военную помощь тогда, мол, сейчас.
— Из разряда «и хочется, и колется». В данном случае метания идут между крайностями по поводу того, на что их пускать: то ли на восстановление, то ли на военную помощь. Но на военную помощь — это надо читать по-другому, это надо читать так, что себе родимым, потому что это помощь европейскому ВПК. На российские деньги он будет перевооружаться в том числе, а часть, может быть, отстегнет еще и Украине. А что касается использования на восстановление, до этого еще, во-первых, далеко, а во-вторых, не выработана юридическая формула насчет даже доходов. Правда, Шольц тут брякнул, что доходы эти вообще ничьи. Эта замечательная формулировка сама по себе войдет в историю финансового мира. Я думаю, что все кончится тем, что называется деривативой, или около того. Они сделают российские активы обеспечением и выпустят на это облигации, уже названы и первые суммы — 50 млрд долларов.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в интервью «Аргументам и фактам» заявил, что Россия сейчас находится «в состоянии войны»: сначала это была СВО, но после присоединения к конфликту стран запада «для нас это стало войной». Позднее он уточнил, что статус СВО не менялся. «Это специальная военная операция де-юре», — сказал журналистам представитель Кремля.
Комментирует профессор Финансового университета Константин Симонов:
Лидеры стран Европейского союза не приняли окончательного решения о судьбе замороженных активов России, следует из документа по итогам саммита. Изначально доходы от активов хотели направить на военную помощь Украине, однако к консенсусу страны не пришли. Работа будет продолжена, отметили в ЕС.
Также ЕС объявил о намерениях ввести новые санкции против Белоруссии, Ирана и КНДР.