Директор по особым поручениям госкорпорации «Ростех» Василий Бровко дал показания в Хамовническом суде Москвы на процессе «телеграмщика» Карена Григоряна, обвиняемого в вымогательстве у него 4,55 млн рублей. Заседание прошло в закрытом режиме. Бровко не стал комментировать конкретное дело, но в эксклюзивном интервью Business FM высказал мнение относительно установки «блоков на негатив», необходимости совершенствования УК и разницы между незаконными действиями и рекламным сотрудничеством.

Рассмотрение дела экс-руководителя отделения партии «Родина» по Астраханской области и бывшего консультанта главы администрации Астрахани 38-летнего Карена Григоряна стартовало в октябре 2023 года. С тех пор судья Мария Сырова, известная тем, что санкционировала в свое время арест участниц панк-группы Pussy Riot, не меньше пяти раз откладывала процесс из-за неявки потерпевшего, директора по особым поручениям госкорпорации «Ростех» Василия Бровко.

Однако, когда 20 марта он приехал, услышать показания Бровко никто кроме участников процесса не смог, поскольку ранее дело было решено слушать в закрытом режиме. По этой причине Василий Бровко, принявший извинения фигурантов ряда аналогичных дел, перед началом слушания сказал корреспонденту Business FM, что не может комментировать дело Карена Григоряна.

Бровко подчеркнул, что занимает такую позицию вообще по всем уголовным делам, в которых он признан потерпевшим. На вопрос о том, готов ли он простить фигуранта, сказал, что «это лучше оставить на усмотрение суда», и подсудимому лучше рассчитывать на благосклонность Фемиды. Сам он пока мнение на этот счет «не сформулировал».

При этом топ-менеджер «Ростеха» ответил на вопрос Business FM о том, как он относится к необходимости внесения изменения статьи 163 УК («вымогательство») и о том, корректно ли ее применять к журналистам и создателям телеграм-каналов, что в последнее время получило широкую практику:

— Многие говорят, что статью «вымогательство» (163 УК РФ) нужно менять, что она довольно расплывчата. Если не брать дела, которые сейчас слушаются в отношении тех же журналистов и даже бизнесменов, нужно, на ваш взгляд, вносить ли какое-то изменение в уголовный закон?

— Законодательство это живой организм. Законодательная ткань постоянно нуждается в совершенствовании и в развитии. Понятно, что страна не стоит на месте, и на смену людям, условно, в малиновым пиджаках крепкого телосложения пришли менее крепкие люди, условно говоря, в одежде марки Balenciaga. Но для закона они формально занимаются тем же самым. Они наносят не менее ощутимый, а иногда и более ощутимый ущерб человеку. Поэтому с точки применимости статьи статья «вымогательство» очень конкретная. И она очень четко интерпретируемая. Вопрос, нужно ли законодательству [ее изменение]. Нужно, в том смысле, что оно все время должно совершенствоваться и развиваться. Вы сказали, что эта статья применяется к журналистам. Мне бы хотелось вас скорректировать. Не к журналистам. Журналисты, которые занимаются журналистской деятельностью, никогда не практикуют те методы, которые использует в том числе вами озвученный подсудимый (Григорян. — Business FM). Это совершенно конкретная сфера деятельности, где они конкретно создают телеграм-каналы для того, чтобы монетизировать их через вымогательство.

— Защита часто трактует установку «блока на негатив», то есть непубликацию материалов негативного содержания, как предложение рекламного сотрудничества…

—Нет, рекламное сотрудничество это обоюдное желание двух сторон. Условно — я вот хочу разместить рекламу у вас на радиостанции, я прихожу в рекламный отдел и подписываю с вами соглашение. А здесь я не выбирал эти телеграм-каналы. Они занимаются информационным шантажом, как и любым другим шантажом, с угрозой того, что в случае отсутствия платежа эти материалы будут опубликованы. Это не рекламное сотрудничество.

38-летний Карен Григорян, который совмещал политическую деятельность с постом председателя межрегиональной общественной правозащитной организации «Комитет по правам человека и законности», находится под стражей с осени 2022 года. Он был задержан 5 октября 2022 года в Астрахани и доставлен в Москву, где спустя два дня Тверской суд столицы санкционировал его арест в рамках дела о вымогательстве в особо крупном размере (п. «б» ч. 3 ст. 163 УК).

По версии Главного следственного управления столичной полиции, управляя сетью телеграм-каналов, в которую входили, в частности, «Компромат» и «Политуправа», Григорян участвовал в вымогательстве 4 млн 550 тысяч рублей у Василия Бровко. В такую сумму администратор канала оценил удаление несоответствующих действительности и дискредитирующих Бровко лично, а также его супругу Тину Канделаки материалов и установку «блока на негатив», то есть непубликацию постов негативного содержания. Посты были размещены с марта по июль 2022 года в телеграм-каналах «Компромат» (в настоящее время не действует) и «Политуправа». Деньги, как установило следствие, Григорян попросил перевести по реквизитам банковских карт своих родственников и знакомых. Переписку на эту тему с ним вел помощник Василия Бровко Александр Карвацкий, который стал свидетелем обвинения. Григорян получил часть запрошенной суммы — 550 тысяч рублей, которую обналичил в банкоматах.

В ходе следствия он вину не признал, а в суде высказался категорически против того, чтобы его судили в закрытом режиме. Несмотря на это, суд постановил слушать дело при закрытых дверях по ходатайству представителя потерпевшего, выразившей, в частности, опасения, что открытый процесс может привести к дальнейшему распространению заведомо ложной информации.

В суде Григорян вновь заявил о своей невиновности. По словам его адвоката Алексея Цаплина, его подзащитный считает, что в отношении него была совершена «чистой воды провокация». «Целей [провокации] может быть много, и мы никогда об этом не узнаем — то ли зачистка информационного поля, то ли какие-то предвыборные вещи, то ли в целях похищения канала «Политуправа», — сказал Business FM защитник. Он заявил, что данный канал у Григоряна «похитили». «В отличие от телеграм-канала «Компромат», который прекратил свою деятельность еще до ареста Григоряна, телеграм-канал «Политуправа» до сих пор как-то действует, и его кто-то ведет. С какой конкретной целью [была совершена провокация], мы не узнаем никогда, но тем не менее все признаки провокации налицо», — заявил адвокат.

В зале суде Василий Бровко провел почти три часа и покинул его в половине восьмого вечера.

В настоящий момент на процессе по делу Карена Григоряна уже закончен допрос свидетелей обвинения. Ожидается, что на следующем слушании 8 апреля показания даст сам Григорян. Его адвокат ходатайствовал об открытии процесса, однако судья Марина Сырова решение по этому вопросу еще не приняла.

Что касается Василия Бровко, то он проходит потерпевшим по целому ряду уголовных дел о вымогательстве с помощью телеграм-каналов. Так, в мае 2023 года администраторы телеграм-каналов «Проект «Сканер» и Riddle Алексей Слободенюк и Владислав Малушенко, а также Евгений Москвин по приговору Хамовнического суда 29 мая 2023 года были осуждены на восемь лет колонии каждый за вымогательство у Бровко 470 тысяч рублей. Впоследствии Мосгорсуд снизил осужденным наказания до семи лет каждому. В ноябре 2023 года тот же суд отправил в колонию на 2,5 года создателя и админа телеграм-канала «Как-то вот так» Анатолия Спирина из Ульяновска за вымогательство у Бровко 18 млн рублей. В феврале 2024 года аналогичный срок получил админ телеграм-канала «Кремлевский мамковед» Сергей Садовов, требовавший у топ-менеджера «Ростеха» 800 тысяч рублей. В настоящее время в особом порядке в Хамовническом суде судят его сына Станислава Садовова. Во всех этих случаях фигуранты признали вину, а Василий Бровко принял извинения, которые они ему принесли. Под стражей по обвинению в вымогательстве у него денег с помощью телеграм-каналов с ноября 2023 года находятся гендиректор IT-компании «Диджитал софт» Антон Сафонов и пиарщик Станислав Дейнеко. Последние свою вину отрицают. В рамках того же дела заочно арестованы и объявлены в розыск бывший гендиректор киностудии «Ленфильм» Федор Щербаков и журналист Дмитрий Жмуцкий.