Какова вероятность, что Армения и Азербайджан вступят в новый конфликт?
Новый конфликт Армении с Азербайджаном может начаться к концу недели. Это случится, если Ереван не пойдет на компромисс с Баку по вопросу передачи нескольких сел, заявил премьер Армении Никол Пашинян на встрече с жителями села, которое Азербайджан требует передать под свой контроль. Стороны формально называют эти села анклавами и эксклавами, но технически это неопределенные территории на границе двух республик
Читать на полной версии«Наша политика —не допустить войны», — такими словами Никол Пашинян пытался объяснить жителям небольшого села Воскепар, почему в скором времени им, скорее всего, придется уехать или, как вариант, остаться и оказаться под контролем властей Азербайджана. Пашинян для этого лично приехал в село, где для убедительности даже повертел в руках кусочек бумаги с очертаниями карты Армении. Речь Пашинян вел о четырех селах Тавушской области на севере страны — все они расположены на границе с Азербайджаном.
Как к этому относится население Армении, догадаться нетрудно. Продолжает армянский политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян:
Александр Искандарян армянский политолог, директор Института Кавказа «Они не вполне анклавные или эксклавные, это с какой стороны посмотреть. Сказал это Пашинян на встрече в одном из сел, говорил он это в контексте того, что, если не идти на компромиссы, возможна война. Насчет недели — это эмоциональное высказывание, но риск войны с Азербайджаном есть. Он никогда и не исчезал. Общество по-разному относится к такого рода перспективам, но, конечно, восторга от того, что территории должны быть переданы Азербайджану, нет. Притом что Азербайджан соответствующие территории не собирается передавать Армении — не те, которые были эксклавами на азербайджанской территории в советское время, а такие были, и не те территории, которые были оккупированы Азербайджаном недавно, имеются в виду не территории Нагорного Карабаха, а территории Республики Армения. Это воспринимается негативно».
После недавних событий, которые, по сути, подвели черту под нагорно-карабахским конфликтом, Баку и Ереван называют новую возможную эскалацию подготовкой к полноценному армяно-азербайджанскому противостоянию. Геополитические позиции сторон сложны, география извилиста, территории двух республик проникают друг в друга, образуют анклавы и эксклавы.
В контексте нового обострения важно понимать две вещи. Во-первых, Пашинян, судя по всему, готовится бескровно передать четыре села Баку — те, в которых, по мнению властей Азербайджана, проживают исключительно азербайджанцы. При этом Баку говорит о сразу восьми селах — только еще четыре являются анклавами, и их судьба будет обсуждаться позднее, начать решили с тех, что на границе. Во-вторых, вся эта история пока не относится к спору Еревана и Баку вокруг так называемого Зангезурского коридора — тот находится на юге Армении, а вот все спорные села — только на севере, в одном регионе Тавуш.
Для самого Пашиняна, похоже, политических рисков нет. Такой вывод можно сделать не только потому, что в Армении сейчас нет ярко выраженных протестных настроений, но и потому, что вопрос этих восьми сел обсуждался уже давно и возник сейчас не просто так, поясняет политический обозреватель, главный редактор азербайджанского издания «Вести» Ниджат Гаджиев:
Ниджат Гаджиев политический обозреватель, главный редактор азербайджанского издания «Вести» «Эти обсуждения шли с момента подписания трехстороннего заявления еще в ноябре 2020 года. То есть четыре года назад, когда Владимир Путин, Ильхам Алиев и Никол Пашинян подписали [документ], эти обсуждения уже шли. И даже в первом варианте мирного соглашения, поскольку он писался в срочном порядке, на фоне боевых действий, были отражены эти деревни. Потом Пашинян сказал, что во время делимитации и демаркации вопрос лучше не решать. Потом этот вопрос убрали. Уже после известных событий — конфликт в 2021 году, конфликт в 2022 году — этот вопрос поднялся».
После закрытия вопроса Нагорного Карабаха Баку решил вернуться к вопросу анклавов и эксклавов именно сейчас, потому что чувствует себя как никогда уверенно. И может действовать с позиции силы. Если передача четырех сел еще может пройти относительно безболезненно для Пашиняна, то как поменяются настроения среди армянского населения, когда заговорят о судьбе еще четырех анклавов, пока неизвестно. И это пока еще даже не вопрос Зангезурского коридора, который многие политологи и с той, и с другой стороны называют не менее принципиальным, чем вопрос Карабаха.