В МХТ имени Чехова — премьера спектакля «Голод» по роману нобелевского лауреата Гамсуна
Это новый спектакль Елизаветы Бондарь — молодого, но очень востребованного режиссера. Чем ее постановка созвучна сегодняшнему дню?
Читать на полной версииЧеткого сюжета у спектакля «Голод» нет. Все события, как и в романе нобелевского лауреата Кнута Гамсуна, происходят в голове главного героя. Он журналист, перебивающийся редкими заработками, вечно голодный — как в физическом, так и в духовном плане. Сначала он наивен, такой обаятельный, веселый ребенок, даже вызывает сочувствие. А потом активно перевоплощается, моментами превращаясь чуть ли не в монстра. Несмотря на весь драматизм, здесь немало фарса. На мой взгляд, много пересечений с Достоевским, с Кафкой — буквальных и «пунктирных».
Елизавета Бондарь увидела в этом материале много «своих» тем. Она считает, что эта история очень своевременна:
Елизавета Бондарь режиссер «Мне захотелось именно сегодня обратить взгляд и внимание на проблемы человека, который не обладает, возможно, волевыми способностями, чтобы как-то влиять на общественную жизнь, создавать что-то коллективное, на человека, который очень одинок, не может справиться сам с собой. Сегодня обращение к такому человеку, мне кажется, очень важно, потому что, возможно, мы сейчас все в таком положении, когда мы не можем что-то провозглашать, открыто говорить. И мы замкнуты в себе. Мне кажется, [история] своевременная, потому что сегодня мы находимся во внутреннем апокалипсисе и пытаемся разобраться в себе. Возможно, у большей части людей, которые находятся в этом положении, более сложная работа происходит внутри по сравнению с людьми, которые могут влиять на большие общественные процессы».
Огромная находка «Голода» — Сергей Волков, играющий главного героя. Роль изначально была у другого артиста. Не верится, что Волков появился на репетициях не сразу. Как мне кажется, отвести от него взгляд на протяжении полуторачасового спектакля невозможно. Волков работал с Бондарь в «цепком» сотворчестве. Он актер Театра имени Вахтангова, ученик Юрия Бутусова — например, играл Пер Гюнта в одноименной постановке своего мастера. Бутусовские стилистика, дух чувствуются и в «Голоде».
Вот как Сергей Волков отвечает на вопрос, что движет его героем в этой истории:
— Я думаю, что это голод, тоска по отсутствию контакта с людьми, по любви, по здоровому человеческому общению без твоих проекций на людей, без твоих зажимов. Он в них утопает и не может выбраться, и чем дальше, тем глубже, к сожалению, он входит в штопор. Это о погружении в деструктивный внутренний монолог. О себе, вероятно. Я думаю, что я достаточно часто в жизни надумываю и делаю выводы, исключительно основываясь на своих эмоциях, есть у меня такая черта. Вероятно, это рефлексия как раз на эту тему, куда это может привести.
— Мне кажется, герой очень много для себя придумывает.
— Да-да, и живет в этом мире, и продолжает его создавать, имея контакт с реальными людьми, но из-за того, что он агрессивно защищается от своих же придумок, он только глубже уходит в болезненную гордыню, самолюбие, и ему не выкарабкаться. Чтобы выкарабкаться, ему надо начать работать, но он не может, потому что у него уже нет сил на это.
Сам автор «Голода», Кнут Гамсун, называл свое произведение притчей и говорил, что «это история для людей, если таковые найдутся». На премьеру 19 марта все билеты проданы, на следующие показы, 6 и 13 апреля, еще можно попасть.