ЦЕРН откажется от российских ученых
Ведущая организация по ядерным исследованиям приостановит соглашение о сотрудничестве с работающими в России специалистами с конца ноября. Каковы последствия этого решения для российской науки и для самого ЦЕРН?
Читать на полной версииТотальный — и можно лишь надеяться, что временный — разрыв связей между Россией и Европейской организацией по ядерным исследованиям анонсировало РИА Новости. Как сообщили агентству в ЦЕРН, на сегодня с центром сотрудничают до 500 российских специалистов. Действие соглашения, регулирующего взаимодействие с Москвой, будет приостановлено с 30 ноября. Задачи на Большом адронном коллайдере возьмут на себя специалисты из других стран.
Как это скажется на российских исследованиях? Комментирует инженер-физик Андрей Ожаровский:
Андрей Ожаровский инженер-физик «Прекращение сотрудничества с Россией — это, безусловно, один из элементов санкционной политики. Безусловно, Европейский центр ядерных исследований, ЦЕРН, сможет продолжать свою научную деятельность без участия представителей Российской Федерации. Но для России прекращение международного научного сотрудничества будет иметь намного более тяжелые последствия. В программах научного сотрудничества очень часто, особенно в области ядерной физики, участвовали представители «Росатома», а это государственная корпорация, отвечающая и за науку, и за атомные электростанции, и за ядерное оружие. Понятно, что с таким субъектом сейчас в мире сотрудничать не хотят. Поэтому, наверное, весь этот комплекс причин привел к тому, что ЦЕРН разрывает научные связи, что, снова скажу, крайне плохо, это еще одно свидетельство изоляции Российской Федерации от цивилизованного мира. Наука международная, все публикуется в международных научных журналах, все достижения или какие-то вопросы, поэтому выйти, сделать самостоятельную, как иногда говорили, суверенную науку просто технически невозможно. Сейчас наука глобализирована, поэтому это приведет к отставанию Российской Федерации в области ядерных исследований. В отношении самого ЦЕРН я не могу сказать, что отряд не заметил потери бойца, но там ведь речь будет идти не только об ученых, ученые — это только начало. Будет отказ от сотрудничества с предприятиями, которые поставляли какие-то элементы для научных установок, например, сверхпроводящие магниты и так далее. Наверное, в какой-то степени возможности ЦЕРН слегка уменьшатся, но Россия не является великой державой в области науки. Раньше Россия была интегрирована в международную научную сферу, поэтому «выковыривание» России из международной научной кооперации, конечно, больше ударит по ней, чем по другим странам мира».
Прямого влияния такого разрыва на возможности «Росатома» собеседники Business FM не ожидают. Ядерная физика и эксперименты на Большом адронном коллайдере очень далеки от коммерческого применения технологий. Тем не менее развивать науку в большей изоляции наверняка будет сложнее, а новейшие разработки будет проще делать тем странам, которые продолжают участвовать в международной научной деятельности. О том, с кем еще Россия могла бы посотрудничать, говорит главный научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Дмитрий Горбунов:
Дмитрий Горбунов главный научный сотрудник Института ядерных исследований РАН «Смотрите географически. Япония от нас закрылась. В Африке нет таких технологий. Штаты — это сложная история, потому что Штаты, с одной стороны, вроде бы самые главные, с другой стороны, они на самом деле во многих случаях оказываются мягче, чем европейцы. Мы участвовали в нескольких проектах в Германии. Немцы отказались от нас сразу прям буквально в течение недели. Остались Япония и Китай. В Австралии нет таких установок. Это была такая наука, ориентированная на Европу и Штаты. Во многих странах есть такое, что был какой-то проект, если он продолжается — вы в нем участвуете. Но новых проектов с российскими учеными не затевается. Есть установка в Китае, но они, на самом деле, очень хитрые. Пока они сотрудничают, они с удовольствием учатся. Если есть чему поучиться у нас, они с удовольствием это берут и учатся. Но вот насколько они с удовольствием входят в проекты в нашей стране... Я не знаю, насколько можно много привести примеров, когда зарубежные партнеры участвовали в создании установки здесь, внутри нашей страны».
Европейская организация по ядерным исследованиям приостановила статус России как страны-наблюдателя и поставила на паузу сотрудничество с российскими институтами два года назад. В ЦЕРН подчеркивают, что теперь центр разрывает отношения не с любыми россиянами, а с учеными, которые «все еще связаны с какой-либо российской организацией».
РИА Новости приводит декабрьский комментарий директора Института ядерной физики Сибирского отделения РАН Павла Логачева, по мнению которого российским ученым сейчас есть чем заниматься и внутри России.