Financial Times: ЕС установит пошлину на импорт зерна из России и Белоруссии
Пошлина составит 95 евро за тонну. Как пишет издание, это увеличит цены на российское зерно минимум в полтора раза, что уничтожит спрос на него в Европе
Читать на полной версииОбновлено в 15:40
ЕС введет пошлину на импорт зерна из России и Белоруссии в размере 95 евро за тонну. Как пишет Financial Times, это увеличит цены на российское зерно минимум в полтора раза, что уничтожит спрос на него в Европе. Пошлины в размере 50% будут также установлены на семена масличных культур и продукты их переработки. Еврокомиссия может согласовать такое решение в ближайшие дни.
По данным газеты, Брюссель долгое время сопротивлялся давлению со стороны Польши и стран Балтии, которые требовали ограничить этот импорт. В ЕС считали, что такой шаг может ударить по глобальным продовольственным рынкам и нанести ущерб развивающимся странам. В прошлом году импорт зерновых, семян масличных культур и их производных из России достиг рекордных четырех млн тонн, что составляет 1% от общего потребления ЕС. Это станет новым этапом санкционной войны, считает главный редактор портала Agrotrend.ru Николай Лычев:
Николай Лычев главный редактор портала Agrotrend.ru «Продовольствие еще не было объектом взаимных рестрикций, если не считать одностороннее российское продовольственное эмбарго, которое действует с 2014 года. Были исключения, когда ограничивались или запрещались поставки отдельных товаров и продуктов. Пример простой и недавний, с 1 декабря 2023 по 1 мая 2024 действует запрет на экспорт в ЕС твердых сортов пшеницы из России, но не более того. Но это с одной стороны. С другой стороны, решение еще не принято, и, мое мнение, ЕС хочет не столько в данном случае наказать Россию, сколько оградить от дестабилизации внутренний агрорынок, который, кстати, дестабилизирует больше Украина, чем РФ. Тем более не предполагается запрет на транзит российской продукции или обложение пошлинами. То есть эти санкции или эти пошлины этого не коснутся. Давайте теперь посмотрим на цифры. В прошлом году Россия поставила в Евросоюз примерно четыре млн тонн зерновых, маслосемян и продуктов переработки. Это в основном подсолнечное, сафлоровое и хлопковое масла. Из них зерновых — и прежде всего это львиная доля пшеницы — 1,5 млн тонн. Это на 50% больше среднегодовых показателей, получаемых ранее, в том числе в 2022 году. Казалось бы, большой рост поставок зерновых из России в Евросоюз, но вместе с тем цифры-то мизерные, 1,5 млн тонн зерновых в 2023 году — это в десять раз меньше, чем поставила Украина. А четыре млн тонн всех видов растениеводческой продукции, включая масла, за год — это всего лишь 1% от их общего потребления странами Евросоюза. О чем мы говорим? То есть никакого влияния на внутренний баланс Евросоюза нет. Что касается самой России, она за год поставляет на мировой рынок 60 млн тонн зерновых. Так вот, 1,5 тонн — это совсем немного, ключевыми покупателями российского зерна являются страны Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, на них приходится 90%. Евросоюз скорее не потребитель, а конкурент России на мировом рынке той же пшеницы, мы конкурируем на тендерах, кто-то когда-то выигрывает, проигрывает, а в саму Европу очень мало поставляем. Есть более чувствительный параллельный рынок — это удобрения. Там четверть их импорта, Евросоюза, — это Россия. Если бы на удобрение наложить санкции, это было бы, конечно, очень чувствительно для обеих сторон».
При этом европейских фермеров возмущает конкуренция не только с российскими и белорусскими сельхозпродуктами, но и украинскими. Как пишет Politico, руководство ЕС даже воздерживается от публичных заявлений о возможном вступлении Украины в блок на фоне массовых протестов фермеров. Новая масштабная акция аграриев в Брюсселе запланирована на четверг, 21 марта, когда в столице Евросоюза пройдет встреча глав правительств ЕС.
Сейчас в Европе импорт товаров с Украины, в том числе зерна, не облагается пошлинами, притом что реализация сельхозпродукции в самих странах ЕС жестко регулируется, что делает местные продукты неконкурентоспособными. В прошлом сентябре Польша на фоне протестов фермеров ввела эмбарго на поставки зерна с Украины. Сейчас Варшава призывает ЕС отказаться от продления режима беспошлинной торговли с Киевом еще на год. Как пишет Politico, к ее позиции присоединилась Франция, что создает угрозу срыва дальнейших переговоров по этому вопросу.
Решение против Украины вряд ли будет принято. А вот политический шаг в виде фактически эмбарго на российское зерно выглядит на этом фоне выгодно, считает директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов:
Андрей Сизов директор аналитического центра «Совэкон» «Как и началось все это в Польше — это была большая политическая история, это было связано с тем, что надо было переизбираться партии «Закон и порядок», она выборы эти провалила. И до сих пор все больше шума доносится из Польши, которая продолжает то блокировать поставки с Украины, явно против желания Брюсселя, то блокировать границу с Германией. При этом реально, даже если вдаваться в детали вопроса, Польша не является особо важным направлением и каналом для украинского зерна. Но она производит больше всего шума, и вся эта история выглядит сюрреалистично. Это не очень важное направление, вопрос российских поставок продовольствия и зерна в Европу вообще не важен в текущий момент, но давайте мы покажем, что мы хоть что-то делаем, давайте запретим поставки из России, кто сейчас будет против этого. Дефицита не будет, еще раз скажу, никак на цены в Европе это не повлияет, потому что эти поставки никак не влияли на общеевропейский баланс. Так что это влияния ни на дефицит, ни на профицит, ни на торговлю не окажет. Местами что-то окажет, в первую очередь не будет несколько сотен тысяч тонн поставлено в Прибалтику. Другое направление, которое было заметно, если говорить о зерне, это была Италия, которая покупала российский дурум, это твердая пшеница, из которой делается паста, макароны. Так Россия сама запретила экспорт дурума еще несколько месяцев назад во все страны, поэтому это тоже не важно».
Источники издания говорят, что в Еврокомиссии оценивают потенциальные убытки Украины от потери торговых льгот в 1,2 млрд евро.