ЦБ: доля рубля в расчетах с Азией, Европой и Америкой в 2023 году составила 39%
Российская валюта стала основной в расчетах за экспорт за прошлый год, на втором месте доллар и евро, хотя их использование с 2022 года сократилось до 31,5%, в два раза. На валюты дружественных стран, преимущественно это юань, приходится 29,4%. О чем говорит выросшая доля рубля?
Читать на полной версииОбновлено в 18:54
В ЦБ назвали долю рубля в расчетах с Азией, Европой и Америкой, сообщает РБК со ссылкой на статистику регулятора. Российская валюта стала основной в расчетах за экспорт за прошлый год. Ее доля составила 39%. На втором месте оказались доллар и евро, но их использование с 2022 года сократилось вдвое — до 31,5%. На валюту дружественных стран, преимущественно юань, пришлись оставшиеся 29,4%.
В расчетах за импорт ситуация с 2022 года почти сравнялась. Из тенденций заметен рост использования рубля — почти на 2%, и снижение у евро и доллара — чуть более чем на 22%.
Основным географическим направлением российского экспорта и импорта, по данным ФТС, стала Азия. Второе место у Европы, но тут учитывается и торговля с Белоруссией. Замыкает тройку с большим отставанием Америка.Данные ЦБ комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики Альфа-капитал Владимир Брагин:
— Понятно, что в условиях, когда идут серьезные санкции против России стран, как раз США, и, условно говоря, Европы, и блокировка в том числе резервов золотовалютных российских, странно было бы ожидать какого-то иного расклада. Когда затруднены расчеты в недружественных валютах, значит страны будут прибегать к каким-то другим вариантам. Что касается расчетов в рублях с Европой, напомню, что еще в 2022 году там, в общем-то, первой такой серьезной контрсанкцией интересной была такая, когда потребовали рассчитываться за поставленный газ в рублях, это вот такой был первый серьезный шаг в сторону увеличения доли рубля в расчетах. А дальше ситуация и усилия со стороны США и Европы, в общем-то, этим всем процессам только способствовали. Ничего удивительного в этом нет, вполне логичный и ожидаемый результат.
— А какие ждут перспективы и будет ли юань укрепляться как валюта для оплаты импортной продукции?
— В международной торговле, если мы посмотрим исторически, всегда возникает какой-то центр, не знаю, какая-то валюта, которая становится общепринятой и понятной, потому что все равно нужна какая-то точка отсчета, нужен какой-то единый бенчмарк, золото здесь не очень подходит, потому что его там мало и как-то старомодно, я бы так сказал. А что касается валюты, да, юань, наверное, это вот сейчас первая валюта, которая приходит на ум, когда мы говорим о том, какая валюта станет через какое-то время доминировать в международных расчетах. Потому что здесь со стороны Китая нет никаких недружественных шагов, чтобы эту валюту блокировать и так далее, наоборот, здесь скорее попытка находить компромисс со всеми, торговать со всеми. Вот поэтому, мне кажется, да, юань вполне может занять такую роль доллара и евро в будущем вполне.
Согласно последним данным ФТС, обнародованным в феврале, российский экспорт за прошлый год упал чуть более чем на 28%. Причины две — сокращение поставок в Европу и расширение западных санкций. А вот импорт вырос почти на 12% — в основном за счет поставок из Китая. Также увеличилась доля импорта из стран Африки — на 8,6%, в то время как объем ввоза товаров из Европы и Америки сократился.
В контексте импорта и экспорта рост расчетов в рублях представляет сейчас особый интерес, считает экономист Сергей Хестанов:
Главной экспортной категорией за прошлый год — 61% от общего объема — стали «Минеральные продукты», куда входит нефть. Но объем поставок этой товарной группы сократился более чем на 33%. Снижение наблюдалось везде, кроме экспорта продовольственных и сельхоз товаров — тут рост составил более 4%. А рост импорта стал возможным в основном за счет увеличения ввоза продукции для машиностроения — эта категория заняла больше половины от общего объема поставок.