Прокуратура потребовала пять лет колонии для бывшего переводчика швейцарского посла
Защита считает недоказанной вину Натальи Полуэктовой в мошенничестве на 4,8 млн рублей при оформлении страховых выплат и намерена просить ее оправдать
Читать на полной версииВ Басманном суде столицы вступил в завершающую стадию процесс по скандальному уголовному делу бывшего переводчика посольства Швейцарии в Москве Натальи Полуэктовой. Выступая в ходе прений сторон, представитель прокуратуры заявила, что считает вину подсудимой в мошенничестве на сумму 4,8 млн рублей доказанной и потребовала отправить ее в колонию общего режима на пять лет. Защита, которая выскажется 15 марта, намерена настаивать на вынесении фигурантке оправдательного приговора.
Ожидалось, что в ходе прений сторон 13 марта в суде выступит прокурор и представитель посольства Швейцарии, которое признано по делу потерпевшим и заявило по делу гражданский иск на сумму 4,8 млн рублей. Однако после речи гособвинителя, которая заявила, что вина подсудимой подтверждается показаниями свидетелей, потерпевшего, а также материалам дела, и поддержала заявленный иск, суд решил объявить тайм-аут до пятницы.
Уголовное дело бывшего переводчика посольства Швейцарии в Москве Натальи Полуэктовой первоначально оказалось в суде еще в марте 2021 года. Однако спустя год судья Евгения Николаева вернула его прокурору, а фактически на доследование. Тогда суд согласился с доводами защиты в том, что часть документов, представленные швейцарским посольством, были переведены на русский язык некорректно. К тому же одна из переводчиков оказалась женой швейцарского атташе, то есть заинтересованной стороны. Однако впоследствии решение о доследовании отменил Мосгорсуд. В декабре 2022 года дело вновь оказалось в том же суде, но теперь уже судья Наталия Дударь не захотела его слушать и направила по подсудности в Хамовнический суд Москвы. Это решение также отменила апелляция, и дело вновь оказалось в Басманном суде, на этот раз у судьи Елены Ленской, которая в январе 2023 приступила к его рассмотрению.
Согласно версии обвинения, преступление было совершено в 2019 году. Переводчик-ассистент канцелярии посольства Швейцарии в России Полуэктова решила извлечь «незаконный доход». Она представила в бухгалтерию посольства документы об оказании ей платных медицинских услуг — консультаций и лечения — и получила в виде компенсации выплаты на сумму около 4,5 млн рублей. Следствие сочло, что представленные Полуэктовой документы были поддельными. Ей вменили мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), предусматривающее лишение свободы на срок до 10 лет заключения.
Впрочем, брать под стражу ее не стали, а после двух месяцев домашнего ареста и вовсе отпустили под подписку о невыезде. Фигурант вину не признала. По мнению ее адвокатов, уголовное дело было возбуждено в отместку за то, что Полуэктова предала огласке инцидент, который произошел в 2018 году во время чемпионата мира по футболу, когда она сопровождала швейцарского посла, поехавшего болеть за сборную своей страны. Тогда, по словам адвоката подсудимой Александра Добровинского, дипломат «напился и полез к ней ночью в номер», но не встретил взаимности у замужней женщины и матери двоих детей, после чего был отозван из России и ушел на пенсию. Само посольство данный инцидент отрицает.
Защита Полуэктовой считает, что посольство Швейцарии было незаконно признано по делу потерпевшим, вина подсудимой не доказана, а обвинение построено на нелегитимных доказательствах.
Так, адвокат Александр Добровинский отметил, что швейцарское посольство не располагает собственным бюджетом и, по его мнению, не имело право заявлять иск. «Они сами сказали, что это были деньги некой страховой компании. При этом не было представлено ни одной бумаги, что швейцарская страховая компания обратилась в швейцарское посольство с требованием обратиться в российские следственные органы о том, что они пострадали. Поэтому признать потерпевшим посольство, которое ничем не потерпело, было нельзя», — полагает защитник.
Он считает, что расследование дела было проведено с многочисленными нарушениями. Так, обвинение в отношении Полуэктовой было построено на копиях документов, запрошенных из медицинских клиник и заверенных печатью посольства. При этом следствие не запросило у медучреждений оригиналы документов, а также не провело по делу «ни одной экспертизы». В частности, по словам Александра Добровинского, в деле отсутствует бухгалтерская экспертиза, а имеется лишь заключение специалиста, которая рассчитала сумму ущерба, ведя «подсчет в столбик».
Ожидается, что после того, как 15 марта в прениях сторон выступит представитель потерпевшего и сторона защиты, подсудимая скажет последнее слово, и суд удалится на вынесение приговора. Его планируется огласить 19 марта.