Депутат Госдумы: «6 млрд долларов наших мужчин за цветочки утекли в Нидерланды»
На заседании в Госдуме Олег Нилов отметил, что Россия сама может обеспечить себя розами и тюльпанами, чтобы не закупать их у недружественных стран. Что говорят о возможностях российских производителей участники рынка?
Читать на полной версииОбновлено в 15:52
Депутат Госдумы Олег Нилов заявил, что 6 млрд долларов, вырученных за продажу цветов к 8 Марта, «утекли» в недружественные Нидерланды, которые поддерживают ВСУ. Как заявил депутат от «Справедливой России», Россия в состоянии сама обеспечить себя необходимым количеством роз и тюльпанов.
«Вот эти цветы, которые мужчины в очередях за любые деньги покупали, принесли вам, порадовали, знаете, куда денежки-то пошли в большинстве от этих многомиллиардных в долларах потоках? Ну ладно бы в нейтральные дружественные страны, нет, в Нидерланды. 6 млрд долларов денег наших мужчин за эти цветочки утекли в Нидерланды. Куда Нидерланды направляют эти деньги и призывают всю остальную эту банду? На снаряды ВСУ. Что, мы не можем вырастить свои тюльпаны и розы?»
На самом деле можем, но не в таких объемах, которые могут удовлетворить потребности внутреннего рынка цветов, говорит владелец сети цветочных магазинов «Цветы и мед» Георгий Сухаржевский:
Георгий Сухаржевский владелец сети цветочных магазинов «Цветы и мед» «Действительно, большой объем закупки занимают цветы из Нидерландов. Это связано не только с тем, что в России не очень удобные погодные условия для выращивания цветов, это связано с тем, что российский производитель цветов не может в текущий момент своего развития физически удовлетворить спрос, при всем желании российского производителя в таком объеме, в котором рынок требует цветы, и в том разнообразии производитель не может закрыть потребности рынка. То есть если вдруг наши депутаты решат, что цветок из Нидерландов в Россию поступать не должен, вынесут какие-либо законопроекты, посвященные этому событию, это значит, что в наших магазинах останется семь-восемь видов цветов, крайне ограниченный, крайне скудный выбор, с которым столкнется потребитель, который привык к богатому выбору, к большой цветовой палитре цветов определенного качества и уровня и так далее, поскольку все-таки импорт занимает большую долю рынка. Мы можем говорить о том, что останутся только те магазины, которые предлагают, например, монобукеты из роз, розы — в основном импорт, это Эквадор, это Колумбия, это третьи страны, которые не относятся к списку недружественных. Розы, например, из Нидерландов давно уже никто не возит, но есть очень много и огромное количество других цветов, которые возят только и через Нидерланды, и ничего с этим сделать невозможно постольку, поскольку наши производители этих цветов не выращивают».
По словам участника рынка, в России дефицит теплиц для выращивания цветов. И у инвесторов нет желания вкладываться в бизнес, связанный с производством этого товара. Вложенные средства окупаются только на девятый-одиннадцатый год после запуска теплицы.
Самая главная проблема для российских цветоводов — это крайне низкая пошлина на импортные цветы. Это влияет на окупаемость. Бизнес не хочет инвестировать в российское цветоводство именно по этой причине, говорит председатель правления Национальной ассоциации цветоводов Алексей Антипов:
Алексей Антипов председатель правления Национальной ассоциации цветоводов «Бизнес нерентабельный, никто не хочет вкладывать. Инвестировать в новые теплицы никто не будет, им невыгодно. В основном цветы кенийские — около 50-60%, Эквадора много, российские — 17%. Цветы везут в основном из Амстердама, но цветы кенийские или эквадорские, сами нидерландские цветы практически не поставляются на российский рынок, исключение — тюльпаны и хризантемы. Надо инвестировать. Сейчас есть льготные кредиты под 8% на восемь лет, никто не берет — невыгодно. Пошлина 1,5% на кенийскую розу, издеваются, понимаете. Когда мы строили комбинаты, десять лет назад пошлина была 15%, было выгодно инвестировать. Вошли в ВТО, и кто-то постарался из власть имущих и сделали 5%. Самая низкая пошлина в мире. Нормально? Об этом лучше бы депутат сказал, верните пошлину 15%, наша ассоциация уже устала выходить с инициативой увеличить пошлину. Нам говорят: есть евроазиатский союз, там надо все решать. Мы туда обратились — ничего. Владельцы кенийских теплиц — англичане. Африканцам не принадлежат теплицы, один звонок — и все поставки прекратятся. Они могут прекратить, и Россия вообще останется без цветов. Немедленно надо находить деньги, создавать ситуацию, увеличив таможенную пошлину, денег не надо, мы сами все найдем».
Кроме того, такое строительство в России обходится очень дорого. Гектар хорошо оборудованной теплицы оценивается не в миллионы рублей, а в миллионы евро. По оценкам цветоводов, 12 гектар тепличного хозяйство обойдется в 5 млрд рублей. И это только строительство и запуск.