Чем поможет застройщикам цифровая шпаргалка?
Сокращение инвестиционно-строительного цикла — одна из важных задач отрасли. В течение года исчерпывающий перечень документов для стройки должен ужаться минимум на семь позиций и с 1 сентября трансформироваться в цифровой реестр
Читать на полной версииОдной из ключевых тем прошедшей в Москве Российской строительной недели — 2024 стало градостроительное развитие страны и поиск ответа на вопрос, как сделать российские города и агломерации во всех смыслах лучше и удобнее: и для людей, которые в них живут, и для строительных компаний, которые в них работают. А одна из ключевых составляющих уже этой конкретной темы — сокращение инвестиционно-строительного цикла, в частности за счет снижения административных барьеров.
В беседе с BFM.ru директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Владимир Калинкин напомнил, что с 2021 года, когда был принят федеральный закон № 275-ФЗ, в России на правительственном уровне установлен исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, которые застройщик должен предоставить и пройти в рамках реализации своего проекта. С 2019 года количество необходимых для стройки документов сокращено почти в два раза, и если в 2021 году перечень включал в себя 989 позиций, то сегодня их 607. Согласно планам на 2024 год, список должен ужаться до 600 позиций, а к 2030 году их должно остаться только 350.
«Отмечу, что если кто-то, какой-то орган власти, какое-то государственное или муниципальное учреждение требует у застройщика документы, которых в этом перечне нет, то это требование неправомерно и застройщик вправе такие документы не предоставлять. Более того, за подобное нарушение у нас предусмотрена административная ответственность. Как мне кажется, большое движение вперед в этом вопросе будет тогда, когда осенью 2024 года (а именно 1 сентября) исчерпывающий перечень превратится в цифровой реестр документов, находящийся в открытом доступе в информационной системе «Стройкомплекс.РФ». На базе цифрового реестра мы сформируем калькулятор процедур для застройщиков, и любой из них сможет, забив данные по земельному участку и параметры объекта, получить, по сути, дорожную карту реализации инвестиционно-строительного проекта. Причем, что особенно важно, эту своеобразную шпаргалку застройщик будет иметь именно в привязке к конкретному земельному участку и конкретному муниципалитету», — поделился планами собеседник портала.
Также стоит вспомнить, что с 1 марта прошлого года в российскую строительную практику вернулась процедура согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО). Как поясняет Владимир Калинкин, «на некоторое время она прерывалась в ряде субъектов, поскольку мы вводили на федеральном уровне запрет. Ведь известно, что порой органы местного самоуправления в погоне за каким-то своим «видением прекрасного» начинали требовать от застройщика сверх того, что ранее было установлено в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Однако давление архитектурной общественности, мнение профессионального сообщества вынудили нас в прошлом году еще раз посмотреть на эту ситуацию, и все-таки было принято решение о возвращении этой процедуры или введении там, где раньше ее не было. Но с принципиальным отличием».
Владимир Калинкин директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России «Раньше муниципалитеты самостоятельно определяли предмет такого согласования, его порядок, его сроки. То есть было различное регулирование, и где-то это занимало месяц, где-то два-три, а где-то и до полугода доходило. Мы все это дело унифицировали, процедура сейчас занимает не более десяти рабочих дней, предмет согласования четко оговорен и в законодательстве на федеральном уровне, и в ПЗЗ. При этом мы установили, что не для каждой территории требуется согласование АГО, а только для той, которая указана в правилах землепользования и застройки, которые, напомню, в каждом населенном пункте проходят процедуру публичного обсуждения. Ну нет смысла в промышленной зоне согласовывать архитектурно-градостроительный облик, а для жилой, как и для деловой застройки, это приоритетная вещь. Самое главное — обеспечить единые архитектурно-стилистические, цветовые решения, применяемые отделочные материалы, принципы подсветки зданий, размещения там инженерного оборудования — тех же кондиционеров на фасадах. Общая идея согласования в том, что в своих ПЗЗ каждый муниципалитет определяет те принципиальные для него характеристики, по которым формирует в этих же ПЗЗ требования. И как раз в рамках согласования АГО происходит проверка — чтобы был разработан проект, соответствующий общегородскому подходу. Понятно, что это актуально для новой застройки или реконструкции существующих микрорайонов».
Сейчас, по словам эксперта, Минстрой внимательно анализирует складывающуюся практику, следя за тем, чтобы процедура согласования АГО все-таки не слишком обременяла застройщиков, поскольку важно сохранить сроки инвестиционно-строительного цикла и ни в коем случае не утяжелить его. Если возникнет необходимость в корректировке правил и подходов, ведомство готово будет заниматься этим во второй половине года.