В Мордовии, Ростовской и Тверской областях создадут особые экономические зоны
Соответствующее постановление подписал премьер Михаил Мишустин. Также этим документом расширены ОЭЗ в Калужской и Липецкой областях
Читать на полной версииОбновлено в 23:40
В России появятся три новые особые экономические зоны. А две существующие — в Калужской и Липецкой областях — будут расширены. Какие производства там планируют запустить и как это повлияет на российскую экономику?
В Мордовии создадут особую экономическую зону «Система», где будут выпускать стройматериалы, электронику, оптические изделия, продукцию машиностроения и химпрома. Еще одна под названием «Ростовская» появится в Новочеркасске. Там разместятся производства прицепов и промышленного холодильного оборудования. В третьей зоне «Эммаусс» в Тверской области будут делать полиэтиленовые трубы и канатные дороги. Общий объем инвестиций в этих трех зонах составит около 60 млрд рублей, как следует из постановления
О будущих резидентах пока ничего не известно. Но предварительные договоренности, вероятно, уже есть. Продолжает экономист Сергей Хестанов:
Резиденты особых экономических зон пользуются налоговыми льготами и таможенными преференциями, а могут также рассчитывать на снижение арендных платежей. Это позволяет привлекать инвесторов в конкретные регионы, где создаются особые экономические зоны. Результат разный, некоторые из этих зон работают довольно успешно, а некоторые, что называется, не выстрелили. Продолжает первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок Глеб Покатович:
Глеб Покатович первый заместитель генерального директора Центра стратегических разработок «Особые зоны — инструмент не только инвестиций как таковых. Это важный элемент пространственного развития. То есть многие новые проекты, которые запускаются в экономически сильных регионах, которые обладают бюджетными ресурсами и компетенциями, работают лучше. Есть зоны, которые оказались по факту менее успешными или еще не развернулись. Есть несколько зон, которые оказались неэффективными и, собственно, были закрыты. За этим министерство экономики достаточно внимательно следит. Проводится ежегодный мониторинг, который охватывает под три десятка показателей. Поэтому в целом это, конечно, для компаний, которые готовы начинать производство на этих территориях, значимый элемент инвестклимата. Вот в чем важное отличие особых зон от офшоров в их бытовом понимании: недостаточно просто зарегистрироваться в особой зоне, нужно ввести в ней деятельность. Нужно запускать непосредственно в ней проекты. Нужно вкладываться в регион».
По данным Минэкономразвития на октябрь прошлого года, в России действуют 50 особых экономических зон, больше половины из них — промышленные. Там почти 1200 резидентов, которые создали более 66 тысяч рабочих мест. Но экономический эффект от этих зон в масштабах всей страны пока не очень заметен, отмечает директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев:
За 18 лет существования в России особых экономических зон общий объем вложенных в них инвестиций составил чуть меньше 1 трлн рублей. А резиденты этих зон заплатили в различные бюджеты 368 млрд рублей налогов, таможенных отчислений и страховых взносов. Пока особые экономические зоны — очень небольшая часть российской экономики, размер которой по итогам прошлого года, согласно предварительной оценке Минфина, составил 171 трлн рублей.