В США представили законопроект о запрете TikTok
Документ запретит магазинам приложений распространять TikTok, если его китайский владелец ByteDance не передаст контроль над популярной платформой для обмена видео
Читать на полной версииВ США готовят законопроект, который вынудит китайских владельцев TikTok (заблокирован в России) продать свою американскую часть бизнеса. Документ получил название «Закон о защите американцев от приложений, контролируемых иностранными противниками». Он подразумевает, что на территории США будет запрещена работа соцсетей, принадлежащих компаниями из Китая, России, Ирана и Северной Кореи. Прежде всего это касается TikTok, которым владеет китайская ByteDance. Потому что, например, российский «ВКонтакте» не столь популярен в США. У TikTok в Америке 150 млн пользователей.
Как заявил один из соавторов законопроекта, глава комитета палаты представителей по Китаю Майк Галлахер, это прямое послание TikTok: «Разорвите отношения с компартией Китая или потеряйте доступ к своим американским пользователям». В случае принятия закона у ByteDance будет пять месяцев, чтобы продать бизнес в США. Комментирует гендиректор Agenda Media Group Алексей Парфун:
— Мне кажется, мы наблюдаем в прямом эфире дипломатию соцсетей. Знаете, как у Китая есть дипломатия панд, а это дипломатия соцсетей. Все крупные экономики и политические центры сейчас крайне яростно отстаивают свой социально-сетевой суверенитет. Это очень негативный пример. Что меня тут удивляет? США очень любят всех учить демократии, при этом цинично, целенаправленно на государственном уровне отжимают бизнес у конкурентов, причем у коммерческой компании, ни разу не комплексуя на этот счет. И я более чем уверен, что этому дурному примеру начнут следовать многие другие, и на выходе через какое-то время нас могут ждать социально-сетевые анклавы под каждые геополитические центры. Все будут отстаивать свои интересы, а конкурентов к себе пускать не будут, потому что хотят социально влиять сами на своих избирателей.
— Впору говорить о продаже корпорации ByteDance сервиса TikTok — огромного, колоссального ресурса. Найдутся ли покупатели для этого? Насколько это осуществимо?
— Я думаю, что в Америке деньги найдутся, было бы желание. То есть купил же Илон Маск за 40 с лишним миллиардов Twitter (заблокирован в РФ. — BFM), который, по всем ощущениям, не такой успешный, как TikTok. Другой вопрос, что в отрыве от компании, создавшей этот сервис, он может перестать быть так успешен, там же определенный алгоритм, команда инженеров, люди, которые все это делали. Это же так не работает, вряд ли китайцы будут готовы продать и команду. Они могут продать бренд, наверное. То есть это не та ситуация, когда куплен был Twitter, нынешний Х, когда куплена была и команда. Какой-нибудь условный Microsoft или Google, мне кажется, Google было бы интересно, у них все время социальные сети проваливаются, и для них это отличная возможность купить что-то успешное.
— А существующие соцсети, те же Instagram или Facebook (принадлежат компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России. — BFM), с тем, чтобы присовокупить сервисы TikTok к своим существующим?
— Сомнительно. Слишком повышенная внутренняя конкуренция. Если только это не будет госзаказом, если не будет поручено это сделать.
— США не могут пойти по пути России и запретить работу TikTok в стране?
— Не знаю. У них свои законы в каждом штате, им сложно будет это принять все.
В мае 2023 года штат Монтана первым в США запретил работу TikTok на своей территории. По словам местных властей, это было необходимо, чтобы «защитить личные данные местных жителей от Коммунистической партии Китая». Закон должен был вступить в силу 1 января. Но ByteDance оспорила блокировку в окружном суде штата. Рассматривавший это дело судья заявил, что блокировка соцсети нарушает право ByteDance на свободу слова, а у властей штата нет полномочий вмешиваться в международную политику.
В 2020 году Дональд Трамп, будучи президентом США, предлагал заблокировать TikTok на всей территории страны, но инициативу не пропустил федеральный суд.