В феврале индекс PMI в сфере услуг России рухнул на 4 пункта
Было 55,8 пункта, стало чуть выше 51. Некоторые компании заявили, что повышение цен на услуги привело к потере клиентов. Business FM обсудила это с предпринимателями
Читать на полной версииИндекс PMI сферы услуг России в феврале заметно снизился к январю — с 55,8 до 51,1 пункта, говорится в материалах исследования S&P Global. Замедление активности в услугах после 13 месяцев роста происходит на фоне сокращения новых заказов. Некоторые компании заявили, что повышение цен на услуги привело к потере клиентов. Business FM опросила предпринимателей из сферы услуг:
Владислав Лисовец, владелец сети салонов красоты Contora Lisovets, арт-пространства и кофейни LISObon:
«Февраль — всегда слабый месяц, но в этом году он побил все рекорды по кафе за всю историю в шесть лет, а по салону берем четыре-пять лет. Салону 20 лет почти в этом году, и февраль был рекордным и по выручке, и по количеству новых клиентов, хотя мы не вкладывались в рекламу, у меня нет появлений на ТВ, не было скандальных интервью. А март, первые дни, пошло все на спад, что вообще нелогично, потому что к 8 Марта женщины идут в салон, я сижу и не понимаю, что это такое. Я очень переживал за январь и февраль, это самые сложные месяцы — август, январь и февраль, когда сильно падает выручка, потому что либо отдыхают, либо все сделали в декабре перед Новым годом. То ли люди перестали выезжать или так себе поднимают настроение на фоне происходящего».
Ирина Мануильская, руководитель отдела продаж компании «Содис»:
«У нас наблюдалось небольшое затишье две недели назад, поэтому мы считаем, что нельзя говорить о полном спаде, но начинают появляться провальчики по отношению к прошлому году. Мы это связываем с выборами, народ, видимо, ждет, когда пройдет эта дата, и дальше мы надеемся, что все активизируется и все вернется ровно на прошлый год, потому что даже постоянные клиенты говорят сейчас, что подождите, сейчас мы проголосуем, сейчас мы все поймем, определимся с дальнейшими планами и так далее. У нас был яркий всплеск за неделю перед 23 Февраля, там несколько дней объединилось в выходные, улетали на Мальдивы, в Дубай срочно, куда можно без проблем, в любимые места. И не присоединяли неделю, две, максимум один день добавляли. А сейчас опять идет всплеск, похоже, это к 8 Марта. Не можем сказать, что сильно провалилось. Январь закрылся отлично».
Алексей Петропольский, руководитель юридической компании Urvista, владелец сети кофеен Take & wake, совладелец бутик-отеля «Чемоданофф»:
«У нас традиционно январь минусовый в сфере юридических, конслатинговых, банковских услуг. В феврале индекс, может быть, показывает, что месяц короткий, в нем есть праздник, и традиционно рост продаж начинается со второй половины марта до конца мая, потому что начинаются все форумы, движение средств в России, начинают делать прогнозы и фактически приступают к инвестициям. Я еще связываю это с тем, что многие откладывают любые покупки, проекты до выборов. Сейчас говорят: выборы пройдут, и давайте общаться, до выборов общаться ни о чем не хотим, проекты запускать не будем. Это мы слышим повсеместно от практически всех заказчиков. Даже если мы запускаем облигационные займы, большая часть их запускается после выборов, люди говорят, что хотят дождаться, как все пройдет. Гостиницы в Москве заполнялись битком, примерно 90%, поэтому здесь я спада не вижу, все стабильно, до мая выкуплено наперед, и туристы есть из Китая, Индии, Ирана. По кофейням выручка средняя, такая же, как в прошлом году, нет падения, если сравнивать год к году. Если месяц к месяцу, традиционно ниже, чем это было в декабре, но в марте-апреле все вернется на круги своя».
Совокупный индекс объемов производства, отслеживающий активность и в обрабатывающих отраслях, и в сфере услуг России, снизился. В феврале он составил 52,2 пункта против 55,1 в январе.