Начало серийных поставок МС-21 снова перенесли
Предполагалось, что первые четыре таких самолета будут поставлены в конце 2022 года. Затем были объявлены новые сроки — конец 2024 года. Сейчас выяснилось, что это тоже невыполнимо. Эксперты отмечают, во многом свою роль сыграли западные санкции
Читать на полной версииСерийных поставок пассажирских самолетов МС-21 в этом году не будет. Сроки сдвинуты, теперь на 2025-2026 годы. Об этом заявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов в кулуарах перед посланием президента Федеральному собранию.
Как он пояснил, «у нас испытания еще не завершены, мы все-таки беспокоимся о безопасности всех нас — мы же летать будем на этих самолетах».
Группа «Аэрофлот» ожидала первые шесть МС-21 в конце 2024 года. А первый испытательный полет среднемагистральный пассажирский самолет совершил еще в 2017 году.
Однако затем последовали санкции против производителя композитного крыла, компании «Аэрокомпозит», затем были пандемия, СВО и новая волна санкций, напоминает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
В январе правительство утвердило амбициозный план по выпуску 600 полностью импортозамещенных самолетов к 2030 году. В этот список вошли Superjet, флагманские МС-21, региональные Ил-114 и среднемагистральные Ту-214. А также широкофюзеляжные самолеты, такие как Ил-96-300. На производство самолетов, двигателей, авионики кабмин разрешил использовать средства ФНБ. На возвратной основе можно будет привлечь 280 млрд рублей, отмечал тогда премьер Михаил Мишустин.
Впрочем, уже тогда было понятно, что это слишком амбициозные планы, считает кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого Вадим Лукашевич:
Вадим Лукашевич кандидат технических наук, экс-конструктор ОКБ Сухого «МС-21 до сих пор не может пройти сертификационные испытания, потому что сначала первый самолет, который полетел, имел американские двигатели и крыло из иностранных материалов. С санкциями нам пришлось перерабатывать на отечественные композиты, мы на этом потеряли почти полтора года. Потом это новое крыло потребовало новой сертификации. То же самое с двигателем. Для того чтобы поставить заказчику самолет, он должен быть сертифицирован, и вот это затягивается. Это, конечно, будет сказываться на заявленной программе, согласно которой к 2030 году 95% самолетов гражданской авиации будут отечественного производства».
Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил в начале января, что проекты МС-21 и Superjet объединят в общий бренд. Что это будет, он не пояснил, обещав представить подробности позднее. Эксперты тогда опасались, не придется ли теперь начинать сертификацию заново.