«Можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!» Комментарий Георгия Бовта
В России сейчас работают более 1 млн курьеров, и компании все равно жалуются на их нехватку. Дефицит к концу этого года, вероятнее всего, достигнет 300 тысяч работников. Почему курьер стал одной из самых востребованных профессий и что этот факт говорит о структуре российской экономики, разбирался Георгий Бовт
Читать на полной версииВ 2024 году дефицит курьеров увеличится еще на 100 тысяч, сообщают профильные организации. Объем онлайн-торговли за последние три года вырос в два раза, с 3 трлн рублей до 6 трлн рублей, соответственно, резко вырос спрос на услуги доставщиков, в некоторых городах — в четыре раза. При этом в России сейчас работают более 1 млн курьеров, и еще 200 тысяч не хватает. Так что к концу года дефицит курьеров может достичь 300 тысяч человек. За год оплата труда доставщиков, по данным «Авито Работы», выросла на 30%. Среднее предложение по Москве сейчас составляет 110 тысяч рублей в месяц при полной занятости. К чему это все идет?
Людям старой формации трудно понять, как это так случилось с нашей экономикой, что курьер без образования, разъезжающий на велосипеде по мегаполису, зарабатывает деньги, сопоставимые с зарплатой учителя, и побольше иного научного работника? Как так получилось, что людям лень выйти из дома, чтобы купить себе еду, и они привыкли, не вставая с дивана, заказывать завтрак с курьерской доставкой? То есть буквально в постель. Как так получилось, что вся экономика страдает от нехватки кадров, но при этом в такой экономике возможна армия курьеров, количество рабочих мест в которой примерно равно как раз численности всей армии России?
На самом деле с российской экономикой в этом плане не происходит ничего уникального. Объем рынка курьерской доставки резко вырос в последние годы во всем мире, в том числе из-за пандемии. В мировом масштабе это бизнес уже почти на 500 млрд долларов, в США бизнес курьерской доставки вырос раза в три за последние три года, до 132 млрд долларов.
Со времен Хлестакова из гоголевского «Ревизора», слова которого вынесены в заголовок, мир изменился. Кстати, в Америке, имеющей в два раза большее население, курьеров примерно столько же, сколько в России, — 1,148 млн человек, но это к вопросу об автоматизации и оптимизации, доставку там все больше поручают дронам и беспилотным роботам. В Америке и бизнес этот менее централизован: в нем заняты около полумиллиона крупных и мелких компаний. Минимальная зарплата доставщика еды в США около 20 долларов в час, но в крупных городах курьеры зарабатывают немногим менее 4 тысяч долларов в месяц, а средний доход доставщика еды в США — около 50 тысяч долларов в год.
Прежде всего это удобно. Час работы курьера, как правило, стоит меньше, чем час работы того, кто пользуется его услугами. В крупном городе вы же не поедете на велосипеде в ближайший магазин, тем более по снегу. А в ближайшем магазине может не быть нужного вам сорта кокосового молока. Надо ехать в супермаркет по пробкам, искать парковку, она платная. Да и мозги современного поколения устроены иначе, чем у предков. Для них компьютерный экран и виртуальный мир — это максимально дружественная среда. Некоторым любое общение с людьми дается труднее, чем кликать мышкой. Проще выбрать продукты на мониторе, чем искать их, обходя километровые ряды супермаркета и общаться с кассиром или продавцом. Но главное — это, конечно, время. В 61% случаев продукты онлайн заказывают женщины. 83% покупателей, которые хотя бы раз в месяц оформляют доставку, — это люди от 20 до 39 лет. С каждым годом клиенты молодеют: за три года доля покупателей до 25 лет выросла в два раза — с 16 до 32%. Покупатели с детьми делают заказы онлайн чаще, чем люди без детей. Потому что, опять же, время.
Работа курьером часто совмещается с другой работой, это хороший приработок. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, опыт работы курьером имеет каждый шестой россиянин. 38% курьеров совмещают работу с учебой, 16% — с другой работой. Конечно, у властей руки чешутся как-то пожестче регулировать этих мечущихся по городам курьеров. Присвоить им ID-номер, лучше прямо на лоб, как-нибудь лицензировать, регистрировать их самокаты-велосипеды, пересчитать и переучесть всех наконец. В итоге все удорожание сервиса ляжет на потребителей. Экономику дистанционной торговли это не убьет, но сильно замедлит.
При этом армия курьеров, в доле к населению в два раза большая, чем в США, — это еще и признак перекосов рынка труда. На фоне рекордно низкой безработицы и стонов работодателей про нехватку кадров миллионная армия курьеров, где кадров тоже не хватает, — это еще и очевидный признак низкого уровня механизации и компьютеризации труда во всей экономике вообще, низкой производительности труда. Нехватка кадров в этом смысле парадоксальным образом сочетается и с избыточной занятостью, и с огромным разрывом в доходах между руководством бизнесов и предприятий — и наемными работниками, и с раздутым повсеместно бюрократическим аппаратом. Нехватка кадров не менее парадоксально сочетается и с заниженной долей оплаты труда в ВВП страны. Эта доля достигла постсоветского рекордного уровня в 46-48% в 2013-2015 годах, значительно снизившись до 39% в 2022-м. Однако в развитых странах эта доля составляет от 60% и более. Так что на самом деле российские работодатели недоплачивают работникам. На этом фоне работа курьером устроена по-своему более честно и прозрачно: чем быстрее и больше доставил — тем больше заработал. С понятными и стабильными отчислениями соответствующей платформе. Как говорится, везде бы так.