Россия введет запрет на экспорт бензина с марта
Мера будет действовать полгода. Она связана с приближением сезона высокого внутреннего спроса на топливо и с намерением правительства не допустить скачков цен
Читать на полной версииВременный запрет на экспорт бензина. С 1 марта Россия на полгода вводит запрет на поставки бензина за рубеж, соответствующее решение принял премьер-министр Михаил Мишустин. Мера не коснется согласованных объемов поставок в страны ЕАЭС, а также в Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию. Кроме того, принято решение увеличить норматив продаж дизельного топлива на бирже до 16%, ограничений на экспорт этого вида топлива нет.
Неделю назад с предложением ввести временный запрет на экспорт бензина к председателю правительства обратился вице-премьер Александр Новак. По его мнению, запрет необходим в связи с наступающим сезоном высокого спроса на топливо. С начала года биржевые цены на бензин и дизель растут. Так, цена за тонну Аи-92 выросла более чем на 20%, Аи-95 — более чем на 30%, а цена летнего дизеля — примерно на 15%.
Решение правительства связано с желанием не допустить скачков цен, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
Розничная цена в ближайшее время не будет расти быстрее темпов инфляции, говорит заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», автор телегам-канала Oilfly Дмитрий Гусев:
Дмитрий Гусев заместитель председателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер», автор телегам-канала Oilfly «Последние 20 лет каждый раз весной рос спрос на топливо. Связано это было как с коммерческими потребителями, теми же сельхозпроизводителями, так и с ростом стройки, с ростом перевозок и с ростом потребления граждан. Впервые, наверное, за 20 лет правительство приняло превентивные меры для стабилизации рынка, чтобы не было резких скачков спроса и цены. Две эти меры важные. Касательно бензина — запрет экспорта глобально на экспортерах не скажется, потому что все-таки основной объем товарного бензина, 40 млн, производится и потребляется внутри страны, все остальное поставляется по межтранссоглашениям стран СНГ в ближайшие страны СНГ, тем самым мы дополнительно ограничиваем возможности «серого» экспорта либо игры на ценах, когда на народных биржах могут быть интересные цены и люди могут уйти куда-то далеко. То есть это все правильно. Касательно дизеля тоже правильная мера, потому что получается подъем почти на 3,5% объемов торгов обязательных нормативов на бирже — это правильно. Но остаются некоторые системные вопросы, которые требуют решения. В первую очередь в прошлом году проблема была не столько из-за объема предложения, сколько из-за задержек грузов при поставках по сети РЖД. Причем проблема с брошенными вагонами остается до сих пор, некоторые вагоны, я знаю, уже по пять месяцев стоят брошенными, не могут дойти до потребителя, и такие проблемы с доставкой могут испортить любые превентивные меры правительства. Касательно цен — оптовые цены все-таки рыночные, биржевые, и поэтому, куда они будут двигаться — вверх или вниз, пока сложно сказать, ближайшие неделя-две покажут, как отыграет. Первая неделя марта покажет, как рынок отыграет постановление правительства. Что касается розничных цен, розница таргетирована по инфляции. Выше, чем уровень инфляции, розничные цены не будут».
В сентябре 2023 года кабмин вводил временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из-за резкого роста оптовых цен. В ноябре эта мера была отменена. В Минэнерго тогда сообщили, что за два месяца на внутреннем рынке был создан профицит топлива, а биржевая оптовая стоимость бензина существенно снизилась.