Дания вслед за Швецией прекратила расследование взрывов на «Северных потоках». Как говорится в сообщении Копенгагена, «имела место умышленная диверсия на газопроводах. Однако для возбуждения уголовного дела в Дании недостаточно оснований».

Ранее свое расследование прекратила и Швеция, у нее формулировка другая — «из-за отсутствия подозреваемых по этому делу». Также там отметили, что граждане страны не были причастны к инциденту, а значит, произошедшее не может расследоваться в рамках шведского законодательства. Материалы дела были переданы правоохранительным органам Германии, которые продолжают расследование. Но скоро следует ожидать аналогичного прекращения и от Германии, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

— Осталось только Германии прекратить расследование. В целом все было понятно, что европейцы придут к этому результату, особенно когда они отказались создавать единое европейское расследование, стало понятно, что смысл их работы не в том, чтобы что-то выяснить, а в том, чтобы что-то скрыть, скрывать-то одному проще, чем втроем. Германия еще может попытаться использовать аргументы расследования как рычаг давления на Соединенные Штаты в очень, конечно, ограниченном масштабе. Другой аспект — почему вообще это расследование было — заключается в том, что они не могли не открыть своего расследования, нужно было как-то отреагировать, все-таки взрыв одного из крупнейших морских газопроводов в мире, и всем понятно было, что это целенаправленный взрыв, это не техногенная катастрофа, а теракт, поэтому не отреагировать они не могли. Но другой аспект, почему они открыли само расследование, заключался в том, чтобы блокировать действия России, то есть всегда теперь европейцы могут сказать: «У нас же было свое расследование, почему вы лезете?»

— С самой трубой, забудут ли про нее совсем или есть еще какие-то варианты восстановления?

— Должны быть политические изменения, чтобы вернуться к вопросу о «Северных потоках». Хотя вернуться к эксплуатации этой системы можно очень-очень быстро. Одна из ниток «Северного потока — 2» не пострадала, там не было разрыва, не было утечки газа, и «Газпром» подтвердил, что она держит давление, и визуальный осмотр показал тоже, что повреждений нет, все-таки отбетонированные трубы. Почему уж она не взорвалась, это другой вопрос, но тем не менее она пригодна к эксплуатации. Ее мощность — 27,5 млрд кубов в год. Учитывая, что «Северный поток» работал с превышением проектной мощности, то и уцелевшая нитка «Северного потока — 2» тоже могла бы выдать и все 30 млрд кубов в год. А это значит, что Россия могла бы мгновенно удвоить поставки трубопроводного газа в Евросоюз.

В Кремле же считают, что датские власти во время расследования «стали выходить на своих ближайших союзников» и что ситуация «близка к абсурдной».

По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, на начальных этапах расследования Россия неоднократно запрашивала у датчан информацию о произошедшем, но получила отказ и не могла принять участие в следственных действиях. «Учитывая разные информационные сливы, целый набор фактов, который стал известен в ходе этого расследования, очевидно, что просто в ходе этого расследования стали, что называется, выходить на своих ближайших союзников», — отметил Песков.