Некоторые клиенты банка «Точка», которых обслуживал Киви банк, оказались на грани банкротства
На второй день после отзыва лицензии у Киви банка счета клиентов по-прежнему заблокированы, средства недоступны. Бизнес вынужден брать кредиты, чтобы расплатиться по счетам. А другие российские банки, которые пользовались инфраструктурой Qiwi для платежей за услуги, пока не могут найти замену этим сервисам
Читать на полной версииДо сих пор точно неизвестно, сколько компаний и предпринимателей — клиентов «Точки» — столкнулись с проблемами. В самой кредитной организации это знают, но не скажут, заявила Business FM директор по связям с общественностью банка «Точка» Александра Прыткова:
Александра Прыткова директор по связям с общественностью банка «Точка» «Мы не можем разглашать эти данные. Но, действительно, часть наших клиентов столкнулись с проблемами из-за отзыва лицензии у Киви банка. В большей степени это те, кто обслуживался в этом филиале и проводил экспортно-импортные расчеты. С лицензией банка «Точка» все в порядке, все сервисы работают в привычном режиме. Мы однозначно поможем [пострадавшим] с бумажной волокитой для получения компенсации от Агентства по страхованию вкладов. Через счета «Точки» уже можно совершать расчеты в белорусских рублях. Мы в тестовом режиме проводим первые платежи в юанях, в ближайшее время будем добавлять другие валюты. Сейчас мы дополнительно разрабатываем пакет мер поддержки, о которых я пока что тоже не могу говорить».
Тут надо пояснить, что под единым брендом работают две организации с похожими названиями. Одна — ООО «Банк Точка». Это действительно банк, получивший лицензию в 2023 году, который сам обслуживает клиентов. АО «Точка» — это вторая организация, у которой банковской лицензии нет и которая, по сути, продает услуги банков «Открытие» и Qiwi. Но, поскольку для клиентов все это — одна «Точка», возникает путаница. С этим столкнулась Жанна, учредитель строительной компании, у которой в Киви банке зависли восьмизначные суммы:
«Филиал банка «Точка» в Киви банке — у нас это так написано. Мы ассоциировали, если честно, «Точку» с «Открытием», Киви банк выпал из головы. 21 февраля у нас заблокировали деньги, сказали: никаких платежей вы больше совершать не можете. От 20 млн до 30 млн рублей зависло. Сейчас мы в срочном порядке ищем, где брать кредитные деньги для того, чтобы погасить обязательства, которые у нас есть. 25 февраля нам надо заплатить налоги. У нас нет денег, мы просто не заплатим — налоговая выставит нам требование и будет с нас списывать пени. Не то что мы сейчас или завтра закроемся, но это очень тяжелая ситуация».
О том, почему бизнес пользовался услугами Киви банка и «Точки» и о том, что теперь этот бизнес будет делать, рассказал Андрей, главный бухгалтер компании, которая занимается оптовой торговлей автозапчастями. Андрей прислал в редакцию Business FM текстовый комментарий:
«В данный момент прорабатываем возможность открытия валютных счетов в других банках. Но проблема в том, что из-за санкций многие банки не проводят платежи в тот же Китай, «Точка» в Киви банке была одной из немногих (собственно, поэтому там многие «юрики» и обслуживались). На самом деле, это достаточно серьезная проблема, хоть в СМИ про это и не говорят. Надеемся, что ЦБ пойдет навстречу и как-то решит вопрос с клиентами, участниками внешнеэкономической деятельности».
Что касается других банков, которые пользовались инфраструктурой Qiwi для проведения платежей за мобильную связь, интернет, подписки и так далее, то они пока рекомендуют своим клиентам оплачивать все это на сайтах поставщиков услуг. И далеко не факт, что все эти банки, среди которых оказались, например, Райффайзенбанк и «Металлоинвест», смогут быстро найти другого партнера или создать свою платформу для обработки таких платежей. Продолжает председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов:
Виктор Достов председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов «Перейти они, конечно, смогут, но слово «сжато» я бы тут употреблял осторожно, потому что это все-таки довольно сложные интеграции. Плюс Qiwi с точки зрения своего опыта и уровня информационно-технического развития — уникальная компания. Поэтому, конечно, они перейдут, но это будет, скорее всего, небыстро, а процесс создания собственных сервисов — долгая история. Скорее всего, в ближайшее время об этом говорить не стоит. Qiwi давно не терминальная компания, Qiwi — это универсальный провайдер платежных услуг. Это был прекрасный инструмент для всех других участников, чтобы быстро что-то запустить. Сейчас мы понимаем глубину этой интеграции — к сожалению, после того, как случилась эта неприятная история».
Возвращаясь к банку «Точка»: он создал на своем сайте отдельную страницу с вопросами и ответами по ситуации с Qiwi. Там есть полезная информация для клиентов, но также есть признание «Точки», что с заблокированными счетами их клиентов в Киви банке сделать сейчас ничего нельзя. И непонятно, когда будет можно.