«А хорошо бы сделать всех счастливыми»: в СТИ — премьера
В Студии театрального искусства — премьера, «Долгая счастливая жизнь» по одноименному сценарию Геннадия Шпаликова и отрывкам из его недописанного романа. Это редкий случай, когда на сцене СТИ ставит не ее худрук, Сергей Женовач, а его ученик, молодой режиссер Сергей Тонышев
Читать на полной версииСергей Тонышев выпустился из ГИТИСа всего пару лет назад, но уже поставил спектакли в МХТ имени Чехова, в МТЮЗе, на сцене Высшей школы сценических искусств у Райкина, в «Современнике», а теперь и в СТИ. В Театре на Таганке осенью была его премьера по другому сценарию Шпаликова, «Причал». Для Тонышева это особенный советский драматург, с которым он, похоже, нашел много «созвучий».
«Долгая счастливая жизнь» — единственный сценарий, который сам Шпаликов экранизировал. Это история двух молодых людей, которые вечером знакомятся в автобусе и тут же друг в друга влюбляются. Затем идут в театр на «Вишневый сад».
Они предчувствуют счастье. Он зовет ее с собой, хотя она даже не знает его имени. Она готова уехать с ним куда угодно. Только вот утром планы на «долгую и счастливую жизнь» рушатся: она приходит на встречу, взяв с собой маленькую дочь. А он смотрит на нее совсем другими глазами. Мог ли тут быть счастливый финал? Отвечает Сергей Тонышев:
Сергей Тонышев режиссер «Я бы не хотел давать каких-то трактовок. Важно, что это происходит. И важно, что какие-то секунды счастья они испытали. И, может быть, эти секунды стали этой «долгой и счастливой жизнью», к которой мы все стремимся. Но почему-то вдруг как-то случается так, что люди встретились, влюбились до невозможного, а потом как-то все прошло. И это, собственно, есть очень авторское понимание мира, что это не человек виноват. Что нет плохих или хороших. Бывает так. И что с этим делать? Этот вопрос Геннадий Федорович ставит нам. И у него в фильме есть последний кадр баржи, которая плывет. Но если в «Причале» на эту баржу шкипер и Катя заходят и уплывают вместе, то здесь эта баржа плывет мимо героев. Как бы трагично и драматично это ни звучало, но это данность. Но что-то там есть такое, что все-таки нам дает какую-то надежду, что эта возможность этой счастливой жизни есть. Просто ее нужно очень вовремя заметить, где-то сражаться за нее, где-то не доверять только своим словам или мыслям».
В этом спектакле все происходит как будто в театральном мире. На сцене — огромные ящики с реквизитом для «Вишневого сада», ряды кресел. Звенит настоящий третий звонок. Моментами кажется, что происходящее — сон обоих героев. Со стороны за ними наблюдает то ли прохожий, то ли сам Шпаликов в исполнении актера Даниила Обухова. Его персонаж и сам хочет счастливой жизни, и других мечтает сделать счастливыми. Я спросила его, что роднит шпаликовских героев-шестидесятников с сегодняшними зрителями:
Даниил Обухов актер «Если посмотреть на историю, на спектакль и на жизнь Шпаликова в том числе, все мы так или иначе страдаем от одиночества, страдаем от нехватки того, чтобы нас поняли, чтобы нас услышали. И это, к сожалению, не зависит от времени, будь то 1960-е либо сегодняшние дни. Все это просто история про живых людей, и, я думаю, те же самые проблемы, которые были и в то время, существуют и по сей день. И сегодня тема одиночества как-то более, мне кажется, актуальна, потому что человек с приходом кино, интернета и всех каких-то других историй, вроде бы технологий, вроде бы много всего такого интересного, а человек все равно одинок и все равно пытается найти разговор с кем-то».
В финале — грусть, но очень светлая. Спектакль тихий, нежный, хрупкий. Боишься пошевелиться, чтобы не разрушить магию между актерами. Играют на малой сцене, поэтому мест на премьерные показы не осталось. Зато есть билеты на середину и конец марта.