Останется ли Великобритания без российской трески?
Россия денонсировала соглашение, позволявшее британцам рыбачить в Баренцевом море. Вячеслав Володин при этом отметил, что «англичане на 40% формируют рыбное меню из нашей трески». «Пускай худеют, умнеют», — заключил спикер Госдумы. Насколько ситуация критична для Великобритании?
Читать на полной версииСпикер Государственной думы Вячеслав Володин прокомментировал закон о денонсации соглашения, разрешавшего британцам ловить рыбу в российской части Баренцева моря. Он заявил, что англичане ввели санкции против РФ, а сами при этом на 40% формируют свое «рыбное меню» из российской трески. На этом фоне британские СМИ пишут, что королевство может лишиться популярного блюда Fish and Chips.
На самом деле градус вокруг скорого исчезновения рыбы в Соединенном Королевстве сильно преувеличен и с той и с другой стороны. Когда в январе появились слухи о скорой денонсации соглашения о рыболовстве, по которому британские моряки могли ловить рыбу в российской части Баренцева моря, британские таблоиды начали писать, что популярному блюду Fish and Chips
«Мы Англии просто взяли и отдали в одностороннем порядке, разрешив ловить рыбу около наших берегов. Не только отдали рыбу, но и Крым отдали. А сейчас мы это возвращаем. Путин вернул нам нашу рыбу, потому что ее 68 лет ели англичане, бессовестные. Объявили нам санкции, а сами на 40% свой рацион — меню рыбное — формируют из нашей трески. Вот теперь пускай худеют, умнеют», — сказал он в ходе пленарного заседания Госдумы.
В самой Великобритании в плане рыбных поставок и правда превалируют пасмурные настроения — и дело даже не столько в российской рыбе, сколько в инфляции, подорожании базовых продуктов и смене
«Года два назад, когда Британия ввела 30-процентный налог на импорт рыбы из России, тогда была достаточно большая шумиха в прессе. Такая же шумиха была где-то в январе, когда этот закон, про который господин Володин упомянул, в принципе был в проекте. Естественно, это вызвало реакцию местных средств массовой информации. Надо сказать, что любители Fish and Chips действительно испытывают сложности, но сложности начались не сейчас, а еще полтора-два года назад. Связаны они с тем, что не только рыба стала дорогой, но и, собственно, с картошкой проблема. Цена на Fish and Chips выросла, людям стало не по карману постоянно питаться таким блюдом, и его популярность уменьшается. Скорее это больше по праздникам: может, давайте индейку сделаем или давайте закажем Fish and Chips».
По поводу того самого соглашения — его значимость и та и другая сторона тоже склонны преувеличивать, рассказали опрошенные Business FM аналитики рыбной отрасли. Формально — да, оно давало право британским судам заниматься рыбным промыслом в водах Баренцева моря вдоль побережья Кольского полуострова.
Соглашение очень старое, середины XX века, и Россия просто продолжила его исполнять как правопреемница Советского Союза. С тех пор много воды утекло — и соглашение перестало работать фактически, говорит исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин:
Александр Фомин исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка «Наша треска экспортируется за рубеж вполне успешно, в том числе она идет в Европу, а там идет или напрямую в Великобританию, или через третьи страны — это значения не имеет. Более того, британцы сами ловят треску в своих морях: в Северном море, в Норвежском море. Они не умрут от недостатка трески. Соглашение было подписано в далеких годах. Советский Союз ловил рыбу во всех морях и океанах и в огромных количествах. Но ловил не просто так, а всегда на взаимной основе. Соответственно, если бы мы ловили в водах Великобритании, они также прописывали бы такое же соглашение в наших водах. Но я не помню за последние лет 30, чтобы британцы в наших водах чего-то ловили, поскольку в Баренцевом море запасы трески управляются двумя странами: Россией и Норвегией. То есть то соглашение и так не работало».
Российская сторона денонсировала соглашение в качестве ответа на британские действия — когда Лондон прекратил так называемый режим наибольшего благоприятствования в двусторонней торговле с Россией. Москва считает, что это не «вызовет серьезных внешнеполитических и экономических последствий» для России. А Лондон понимает, что Fish and Chips никуда не денется — российская треска все равно попадет на английский стол через третьи страны.