Руководитель научного центра Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН) Андрей Грудзинский и его советник Вадим Фридланд получили условные сроки по делу о мошенничестве в особо крупном размере.

Их задержали летом 2022 года. Как уточнил Business FM адвокат Грудзинского, речь шла о 2,5 млн рублей. Дело было в фиктивном найме сотрудников в РАРАН. Таковых за три года (с 2016-й по 2019-й) набралось 11 человек. Эти работники были призваны помогать в выполнении оборонных заказов, однако следователи посчитали, что никакой работы на самом деле не проводилось и Грудзинский с Фридландом просто получали их зарплату себе на карту. Ученые вину не признавали. Они говорили, что нанятые люди реально выполняли свои обязанности, но с нюансами, поясняет адвокат Грудзинского Жанат Бекетов:

Жанат Бекетов адвокат «В 2022 году в тиши кабинетов родился рапорт о том, что часть сотрудников, выполнявших эти научно-исследовательские работы, являлись фиктивными и что на самом-то деле они просто зарплаты получали и передавали деньги Грудзинскому с Фридландом. Трое человек действительно говорят, что они не работали. На самом деле это не совсем так. Они работали, но просто их работы оказались настолько неудовлетворительны, что их не стали включать в финальный отчет по этим НИРам. И Грудзинский в один момент принял решение — те заработные платы, которые поступают на карточки этих сотрудников, которые не справились с поставленной задачей, тратить на служебно-хозяйственную деятельность — на командировки, на представительские расходы. У них умер в достаточно молодом возрасте сотрудник, и Грудзинский от имени трудового коллектива оказывал материальную помощь пожилой матери умершего».

Суд в итоге встал на сторону защиты и приговорил Грудзинского к четырем годам, а Фридланда — к трем, обоих условно и без штрафов. Это дело заставляет вспомнить другой громкий кейс 2018 года — с главой пресс-службы Роскомнадзора Вадимом Ампелонским и рядом других сотрудников госстуруктуры и их схемой «мертвых душ». Десятки фиктивных сотрудников обошлись РКН более чем в 20 млн рублей. Подзащитные заявляли, что передавали деньги другим сотрудникам, помогали им ввиду их небольших зарплат — таким образом Ампелонский пытался удержать ценных специалистов. Дело начиналось статьей о мошенничестве в крупном размере, затем переквалификацией в растрату, а закончилось и вовсе прекращением.

Здесь же вспоминается история экс-директора футбольной академии «Чертаново» Николая Ларина, который признался, что завышал в отчетах число своих воспитанников, а полученные бюджетные средства тратил на содержание реально существующих спортсменов и тренеров. Сначала Ларина осудили на три года за ущерб в 36 млн рублей, однако апелляцию адвокатов удовлетворили, и Ларина освободили в зале суда. Учли и явку с повинной, и возмещение ущерба бывшими воспитанниками. Да и вообще всецелую поддержку со стороны спортсменов. Нетрудно заметить, что все эти дела начинаются по одному сценарию и заканчиваются снисхождениями судов, и причина у них одна и та же, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Конечно, в современной России существует конфликт между буржуазным законодательством и такими полуфеодальными реалиями. И в полной мере законодательство невыполнимо и выполнимо быть не может, потому что все остановится или возникнет масса бюрократических препятствий и закорючек. Люди как-то выкручиваются, тем не менее примеров того, когда это несоответствие очевидно и почти везде присутствующий становится поводом для вмешательства правоохранителей, довольно много. Да, иногда отскакивает, большинство ситуаций ни к чему не приводят. Никто не проверяет. Все понимают какое-то положение, но этот зазор всегда является зоной риска для всех, кто имеет дело с государственными деньгами. И иногда суды отчасти входят в положение. Проблема в том, что каждый раз эта лотерея — это импровизация, и нет ни ощущения работающего закона, ни дающего сбой, а в общем, есть ощущение зазора между законом и реальностью».

Все три кейса были о госструктурах. Будь то Академия ракетных наук, или Роскомнадзор, или даже футбольная академия «Чертаново», которая является государственным бюджетным учреждением. Это не частные компании, они не могут повысить зарплаты приказом владельца или получить допфинансирование на хозяйственные нужды. И суды, вынося сравнительно мягкие приговоры, кажется, понимают, почему руководители, уставшие выпрашивать бюджетные деньги (или не имеющие такой возможности), на подобные ухищрения идут.