Обновлено в 14:30

Ученые Академии ракетных наук, которых обвиняли в мошенничестве в особо крупном размере, получили условные сроки. Руководителя научного центра Российской академии ракетных и артиллерийских наук Андрея Грудзинского и его советника Вадима Фридланда обвиняли в фиктивном найме сотрудников. Прокуратура запрашивала для них по шесть лет колонии, но в итоге суд приговорил их лишь к четырем годам условно.

Ученые были задержаны в июле 2022 года. Как рассказал Business FM адвокат Грудзинского, главу научного центра РАРАН обвиняли по делу о мошенничестве на сумму свыше 2,5 млн рублей. Как сказано на сайте академии, начало своей деятельности она ведет с 1993 года, когда «ведущие ученые и создатели средств вооруженной борьбы, обеспокоенные состоянием оборонного комплекса страны», предложили создать учреждение, которое поможет предотвратить отставание от высокоразвитых стран при создании вооружения и военной техники.

Насколько это типичный формат работы для научного центра? Детали дела рассказал Жанат Бекетов.

Жанат Бекетов адвокат «В 2022 году, что называется, в тиши кабинетов родился рапорт о том, что часть сотрудников, выполнявших эти научно-исследовательские работы, являлись фиктивными и что на самом-то деле они просто зарплаты получали и передавали Грудзинскому с Фридландом. Трое человек, как говорят, не работали. На самом деле это не совсем так: они работали, но просто их работы настолько неудовлетворительны оказались, что их не стали включать в финальный отчет. И Грудзинский в один момент принял решение: те заработные платы, которые поступают на карточку этих сотрудников, которые не справились с поставленной задачей, тратить на служебно-хозяйственную деятельность. На командировки, на представительские расходы. У них умер в достаточно молодом возрасте сотрудник, и Грудзинский от имени трудового коллектива оказывал материальную помощь пожилой матери его. В остальной части по семерым сотрудникам следственные органы буквально не предоставили никаких доказательств. Дело в том, что эти работы носят гриф секретности, заполучить допуск к результатам их деятельности не так просто. Все эти научно-исследовательские работы уже давным-давно сданы и переданы заказчику для того, чтобы по ним дальнейшую работу проводить. Доводы следствия буквально строились на том, что «мы считаем, что эти граждане вообще не работали». Но при этом как минимум семеро из десяти пришли к следователю и сказали, что нет, мы работали. Благодаря и Фридланду, и Грудзинскому заполучили один открытый документ, он не засекреченный, в котором фамилии целого ряда сотрудников фигурировали как авторы этой научно-исследовательской работы. И, собственно, это тоже повлияло на выводы суда в нашу пользу. Один из доводов следователей был, что вот, дескать, люди работали удаленно и не появлялись на рабочих местах. Но дело в том, что трудовые договоры этих лиц предполагали, что они являются сотрудниками-совместителями. Порядок исполнения научно-исследовательских работ в РАРАН прямо предусматривал, что сотрудники-совместители имеют гибкий рабочий график».

По данным защиты, за время следствия обвиняемый ученый Андрей Грудзинский выплатил Академии все потраченные им на служебные нужды деньги на сумму в 2,5 млн рублей.

По сути, РАРАН — это единственный государственный научно-экспертный институт в области обороны и безопасности. Ученые там занимаются развитием теории и технологии создания оружия, изучением проблем военной экономики, исследованием угроз нацбезопасности в сфере ВПК и подготовкой специалистов для Минобороны. Открытой и актуальной информации об условиях найма в академию нет.

В 2017 году сообщалось лишь то, что указом министра обороны Шойгу академикам и членам-корреспондентам РАРАН втрое повысили ежемесячные выплаты — до 80 тысяч и 40 тысяч рублей соответственно. 64-летний Андрей Грудзинский возглавляет Научный центр высоких технологий создания вооружения военной и специальной техники РАРАН. Вадим Фридланд, которому 85 лет, — его советник.

По версии следствия, с 2016 по 2019 годы они фиктивно устроили на работу в свой центр 11 человек. Те должны были помогать в выполнении двух оборонных заказов по модернизации вооружения ракетных войск. Следователи сочли, что по факту нанятые работники ничего не делали, а обвиняемые получали их оклады себе на карту. Изначально ущерб от их действий оценивался в 8 млн рублей, суд снизил его до 2,5 млн рублей.

Ученые вину не признали. Вадим Фридланд говорил, что нанятые люди реально исполняли свои служебные обязанности. Это подтверждали и другие сотрудники академии: по их словам, практически все оформленные на работу лица приносили пользу, и лишь в трех случаях можно было говорить о фиктивном трудоустройстве. Но и тогда их зарплаты уходили не на личные нужды ученых, а на «хознужды» и оплату командировок. Адвокат передал суду документы, которые это подтверждают. И суд согласился с защитой, но посчитал, что трое фиктивных работников — это все-таки мошенничество, а не просто превышение полномочий. При этом дал условный срок.

Адвокат Андрея Грудзинского Жанат Бекетов сообщил, что решение о возможности обжалования приговора защита примет после изучения и анализа текста, который адвокатам пока не вручили.