Пища для размышлений: почему цены на еду в России растут намного быстрее официальной инфляции. Комментарий Семена Новопрудского
Рост цен в самых чувствительных для россиян сферах по-прежнему значительно опережает официальную инфляцию. Из-за этого у государства и граждан не совпадают представления о реальной инфляции и динамике доходов населения, считает колумнист
Читать на полной версииЕда и коммунальные услуги — главные и неотменяемые статьи расходов домохозяйств. Именно эти расходы и количество остающихся «после них» денег определяют реальный уровень жизни людей, как бы ни показывали монетарные власти в своих отчетах повышение реальных доходов населения и замедление инфляции в стране.
Аналитический центр Национального агентства финансовой информации (НАФИ) провел в феврале опрос по расходам населения на еду онлайн и офлайн. Но самой интересной и показательной цифрой оказалась средняя сумма расходов на продовольствие. Данные опроса показали, что средние траты граждан России на продукты питания за 2022 и 2023 годы выросли на 4,5 тысячи рублей в месяц, до 21,1 тысячи. То есть к началу 2022 года россияне тратили на еду в среднем 16,6 тысячи рублей, и за два года, к началу 2024-го, продовольственная инфляция в стране превысила 27%.
При этом, по данным Росстата, общий рост цен в России за 2023 год составил 7,42%, а за 2022-й — 11,94%. Таким образом, с учетом сложных процентов официальная инфляция в стране за последние два года оказалась чуть больше 20%. А продовольственная — выше 27%. Следовательно, реальная продовольственная инфляция с момента погружения России в новую реальность два года назад превысила совокупный показатель роста цен на треть.
При этом россияне, покупающие еду «живьем» и заказывающие ее через сервисы доставки, живут практически в разных мирах. Выяснилось, что покупающие в онлайне тратят на еду в два раза больше, чем в офлайне. При этом исключительно сервисами доставки пользуются лишь 3% опрошенных, а 74% предпочитают покупать продукты в ходе «личных визитов» в магазины и на рынки. Поэтому достаточно уверенно можно говорить, что постоянное пользование онлайн-сервисами еды в России является маркером если не богатства, то достаточно высоких доходов.
Две трети россиян тратят на еду не больше или меньше среднемесячного показателя по стране, то есть их можно отнести к бедным или относительно малообеспеченным: у 32% расходы на питание для себя и своей семьи не превышают 10 тысяч рублей в месяц, а еще у 34% находятся в диапазоне 10-20 тысяч рублей, что ниже среднероссийского показателя. Доля тех, кто тратит на еду ежемесячно более 20 тысяч рублей, за 2023 год выросла с 27% до 34%. Но это скорее в большей степени свидетельство подорожания продуктов, а не роста благосостояния покупателей.
Кроме продуктов питания, одной из самых чувствительных для кошельков россиян сферой расходов являются коммунальные услуги. И они тоже дорожают существенно значительнее официального показателя инфляции. Правда, в отличие от продовольственной инфляции, тарифы ЖКХ хотя бы меняются предсказуемо. По прогнозу Минэкономразвития (в данном случае «прогноз» означает не предположение, а верхний предел возможного роста цен), в 2024 году коммунальные услуги для населения подорожают на 9,8% (индексация произойдет с 1 июля), в 2025-м — на 5,7%, в 2026-м — на 4%. Между тем годовой прогноз инфляции на 2024 год обычно достаточно осторожно настроенного в этом отношении Банка России составляет 4-4,5%. С ожиданием, что и в последующие годы рост цен будет находиться в пределах 4% годовых.
То есть в 2024 году коммунальные тарифы должны подорожать как минимум вдвое сильнее прогнозируемого общего уровня инфляции. И в 2025 году они будут расти опережающими темпами, если инфляция не превысит прогноз монетарных властей. Понятно, что если продукты питания и «коммуналка» дорожают намного сильнее тех показателей общей инфляции, которые публикует наша статистика, то и восприятие роста цен населением сильно отличается от того, которое есть у чиновников. Картина в головах у чиновников получается намного более оптимистичной, чем у обычных россиян. При этом вынужденная экономия на продовольственных тратах и трудности с оплатой коммунальных услуг — верные спутники нищеты.
Поэтому, когда монетарные власти в очередной раз докладывают о замедлении инфляции и даже прогнозируют ее относительно скорое возвращение куда-то близко к таргету в 4% годовых, для большинства россиян эти доклады и прогнозы не имеют отношения к реальности. Чеки продовольственных магазинов, стоимость покупок на продуктовых рынках и платежки за ЖКХ говорят людям об их расходах и уровне жизни куда честнее, чем очередная оптимистическая сводка Росстата по динамике инфляции.