Цифровизация-2024: разработчики ПО для стройки — о том, что предстоит сделать девелоперам, государству и им самим
Разработчики программных продуктов до сих пор вынуждены объяснять строительной отрасли, почему переход на технологии информационного моделирования необходим не только из-за государственных постановлений и почему время констатации себестоимости строительства только по факту его завершения прошло
Читать на полной версииМинстрой, «Дом.РФ», Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования, стройкомплекс Москвы — об их цифровых планах на 2024 год шла речь в прошлый раз.
А что же компании — разработчики отечественных программных продуктов? Какие задачи они называют приоритетными для себя и строительно-недвижимой отрасли в целом? И почему решение этих задач в 2024 году видится им таким важным?
Дмитрий Демин, директор дивизиона BIM компании АСКОН
«На протяжении последних трех лет, с момента выхода постановления правительства № 331, российское сообщество проектировщиков и строителей не переставало вести дискуссии о необходимости и эффективности применения ТИМ. Между тем импульс, заданный государством, не ослаб, а наоборот усилился: в декабре 2022 года были выпущены дополнения к ПП № 331— ПП № 2357, в которых сообщается о том, что с 1 июля 2024 года все новые проекты в жилищном строительстве будут обязаны реализовываться с ТИМ, а с 1 января 2025 года это же требование распространится на все девелоперские проекты в области долевого строительства. В январе этого года нормативная база пополнилась важным и нужным национальный стандартом ПНСТ 909-2024 «Требование к цифровым информационным моделям (ЦИМ) объектов непроизводственного назначения. Часть 1. Жилые здания». Он начал действовать уже с 1 февраля 2024 года. Таким образом, для обеспечения условий комфортного ведения бизнеса сектор жилого строительства должен решить главные задачи по цифровизации в кратчайшие сроки. В первую очередь необходимо обзавестись квалифицированными кадрами, способными обеспечить на практике требования к ЦИМ. Во-вторых, необходимо обеспечить аппаратную поддержку: компьютеры, сетевые ресурсы. Третий пункт в списке, но такой же важный, как и первые два, — необходимо определиться с набором программного обеспечения для каждой стадии ЖЦ ОКС: BIM САПР для проектирования, системы управления на стадиях строительства и эксплуатации, системы контроля финансового блока, среда общих данных (СОД) для объединения всех участников инвестиционно-строительного процесса в единый контур. Те компании, которые планомерно, шаг за шагом, начали решать эти задачи в 2021 году или раньше, безусловно, будут обладать преимуществом на строительном рынке. Тем, кто откладывал, необходимо мобилизовать ресурсы и оперативно привлечь внешний консалтинг».
Максим Нечипоренко, советник министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, заместитель генерального директора компании Renga Software
«В июле 2024 года вступают в силу поправки к постановлению правительства РФ № 331, в рамках которого применение BIM/ТИМ становится обязательным для застройщиков многоэтажного жилья, работающих с проектным финансированием. Таким образом, пройдены этапы разъяснений пользы и необходимости внедрения и применения информационного моделирования. А именно, что BIM/ТИМ позволяет повышать эффективность проектирования, улучшать прозрачность процессов между проектировщиками, строителями и застройщиками и увеличивает вероятность достраивания объектов в запланированные сроки и с запланированным качеством. Сегодня мы видим, что прогрессивные игроки строительного рынка уже перешли на BIM/ТИМ, за ними постепенно стал подтягиваться и определенный сегмент строительных компаний, и их подрядчики по проектированию. Однако статистика говорит, что больше половины, а то и 70% строительного рынка, так и не перешли на технологии информационного моделирования. Сейчас они подошли к этапу, когда обязательное регулирование коснулось их напрямую, и появляется риск не соответствовать государственным требованиям, если не перейти на цифровые технологии. Что нужно сделать тем, кто не перешел на BIM/ТИМ за эти оставшиеся полгода? Вначале разобраться в терминологии и в основных понятиях, выяснить, как строить процессы применения этой технологии, что первично и приоритетно не только с точки зрения государственных нормативов, но и какую пользу это принесет для собственных процессов. Для застройщиков самая важная задача — достоверность оценки объемов строительства, материалов, понимание стоимости затрат на выполнение строительно-монтажных работ и закупку материалов. Это то, ради чего нужно заниматься внедрением BIM/ТИМ. Стоит отметить, что сразу перейти к информационным моделям, которые будут оценивать объемы строительства, не получится. Сначала надо освоить предыдущую цепочку: научиться самим или с помощью подрядных проектировщиков создавать комплексные цифровые информационные модели, научиться их так моделировать и так наполнять информацией, чтобы из нее можно было получать не только спецификации для проектной документации, но и извлекать данные для последующей обработки в сметных или в управленческих системах (1С, IYNO и так далее). И даже если организации используют Excel, то цифры для такой таблички все равно должны приходить из информационной модели, чтобы данные были достоверными. Плюс, как я понимаю, нужно еще научиться работать с исполнительной документацией в электронном виде. Это тоже важно, и на это стоит обратить внимание».
Кирилл Поляков, сооснователь цифровой платформы для управления стройкой Pragmacore
«Строительная отрасль сегодня — один из драйверов экономики: как гражданское, так и инфраструктурное строительство растет быстрыми темпами. Цифровые методы управления могут сделать стройку более эффективной и по срокам, и по стоимости: по нашим данным, в среднем на 8%, в более узких направлениях — до 20%. В частности, стоит направить усилия на выстраивание цепочек и правил, некой логики внедрения и использования цифровых решений. Например, с 1 июля 2024 года застройщики должны будут использовать технологии информационного моделирования, и из этого рынку нужно получить максимум эффекта. Но не все понимают, что ТИМ — это только верхушка айсберга: она нужна в основном при подготовке проекта к строительству. И далеко не у всех есть понимание, как эти инструменты работают, а также существует высокая степень недоверия и консерватизм. Необходимо повышать зрелость рынка и его готовность к использованию цифровых данных и цифровых инструментов, и это — одна из ключевых задач для отрасли. Сегодня многие воспринимают цифровые инструменты как софт, который можно однажды установить и забыть. На деле это в корне неверно, потому что это прежде всего инвестиции в собственную компанию и повышение ее эффективности. Одна из причин низкого доверия к цифровым инструментам — малое количество действительно удачных внедрений, мы видим это по обратной связи от наших новых и потенциальных клиентов и партнеров. Еще одна причина — страх увеличения персонала: многие думают, что будет не хватать данных для качественной работы цифровой платформы, боятся дополнительной нагрузки. Еще одна актуальная проблема, которую предстоит решить отрасли, — нехватка квалифицированных инженерно-технических работников, которые непосредственно взаимодействуют с цифровыми данными. Мы видим, что сегодня квалификация ИТР находится на очень низком уровне. К сожалению, «старая гвардия» отрицает цифровизацию: людям консервативной закалки удобнее фиксировать данные на бумаге, они привыкли к этому еще с советских времен, и это самые ярые оппоненты цифровизации. А молодые, новые специалисты нечасто могут делать что-то для эффективности и с глубоким пониманием. Есть также проблема равного доступа на рынок: компании с административным ресурсом имеют больше клиентов, хотя в качестве они зачастую могут уступать другим разработчикам, у которых акцент именно на качество и эффективность».
Анастасия Морозова, генеральный директор компании IYNO
«Рынок недвижимости переживает очередные интересные времена. Невозможно не вспомнить классическое «никогда такого не было — и вот опять». Сегодня наше «опять» — это, конечно, изменения ключевой ставки и поддержки ипотечных программ. Многим девелоперам придется искать внутренние резервы, чтобы остаться привлекательными, поэтому контроль за себестоимостью строительства и, как следствие, его маржинальностью уже не первый год становится ключевой задачей. И тут невозможно не вспомнить еще одну классическую фразу: нельзя все делать как обычно и ожидать другого результата. Если мы хотим добиться большего управления себестоимостью, а не только констатировать факт и управлять «спиной назад», как сказал один из наших клиентов-девелоперов, надо что-то менять. Так что управление на основе данных и с использованием цифровых инструментов становится ключевым подходом, с помощью которого можно снизить и CAPEX, и OPEX строительства. Наши расчеты ROI показывают, что эффекты могут быть значительны и у крупных девелоперов оцениваться в миллиарды рублей. В задачи по цифровизации должно входить не только использование ТИМ, а организация единого потока связных данных — от проекта и рабочей документации до актов выполненных работ. Без стадий, на которых данные рассчитываются или проверяются вручную, без увеличения трудоемкости. Руководители на разных позициях должны иметь доступ к актуальной и достоверной информации, позволяющей им в любой момент времени более уверенно принимать решения. Платить или не платить завтра аванс подрядчику? Сменить подрядчика в минимальный срок, не ожидая неделями результатов работы КРУ и без переплаты за то, что не было сделано? Мы в графике или отстаем? Постановление правительства РФ № 2357 «О внесении изменений в постановление правительства РФ № 331», согласно которому использование информационного моделирования станет обязательным для всех объектов капитального строительства, безусловно придает цифровизации отрасли дополнительный импульс. Однако основным драйвером цифровизации должно быть понимание, что время констатировать себестоимость по факту завершения строительства прошло — нужно ей управлять. А это возможно только с помощью цифровых инструментов по работе с данными, где BIM-модель — лишь стартовая точка, и вместе с другими продуктами она может обеспечить связь между элементами модели и работами, которые должны быть проведены на стройплощадке. Поток данных становится непрерывным, время на получение необходимых данных снижается. Так, в нашем недавнем эксперименте мы получили 89-процентное снижение трудозатрат на составление ведомости объемов работ и смет по сравнению с классическим методом. При этом любые изменения, которые происходят в проекте, будут приводить к автоматическому пересчету ведомости, то есть сокращение трудозатрат будет еще больше».
Как отмечает эксперт, также будут актуальны задачи интеграции различных программных продуктов и постепенного внедрения искусственного интеллекта на различных этапах строительства. «С одной стороны, крупные девелоперы уже достаточно много инвестировали в разработку собственных решений по цифровизации различных этапов процесса строительства, и эти инвестиции им не хотелось бы терять. С другой стороны, очевидно, что на создание полноценного решения, обеспечивающего не кусочную автоматизацию, а единый поток связных и актуальных данных, нужны не только деньги (давайте предположим, что у больших игроков их, по крайней мере, было в достатке), но главное — время. Именно время сегодня самый дефицитный ресурс. Работать над удержанием маржинальности надо сейчас, а не через год-два-три, которые необходимы для доработки собственных решений», — уверена Анастасия Морозова.
По ее наблюдениям, все больше крупных игроков, уже сделавших значительные инвестиции в свои разработки, смотрят на рыночные решения, а перед командами разработчиков все чаще ставится задача вписаться в существующий IT-ландшафт, усиливая собственные разработки и не меняя тех решений, которые уже работают на отдельных участках.
«Это, в свою очередь, усиливает тренд на коллаборацию между различными производителями ПО. Большинство разработчиков понимают, что для реализации задач по управлению себестоимостью и сохранению маржинальности девелоперских проектов необходима единая цифровая среда. Для ее формирования важна совместимость различных цифровых продуктов, чтобы они могли интегрироваться между собой и тем самым обеспечивать непрерывный поток обмена данными. Мы еще в прошлом году стали кооперироваться с некоторым ицифровыми решениями коллег, а в 2024-м список подобных задач еще больше увеличился», — считает Анастасия Морозова.
Что ж, осталось спросить самих девелоперов, как раз из числа крупных, давно и активно вовлеченных в процесс цифровизации: чем они будут заниматься в 2024 году? Какие приоритетные задачи решать, какие следующие цифровые шаги делать? Об этом в заключительной части материала.