Умерла искусствовед, писатель Нина Молева, завещавшая России коллекцию картин стоимостью 2 млрд долларов. Ей было 98 лет. В Минкультуры уточнили, что искусствовед скончалась 11 февраля. В ведомстве назвали ее уникальным ученым и удивительной женщиной. С 1955 года Нина Молева состояла в браке с художником-авангардистом Элием Белютиным.

После его смерти в 2012 году она унаследовала крупную коллекцию живописи, которая включала около 200 картин. Коллекция была получена от предков Белютина. В ней есть работы Леонардо да Винчи, Микеланджело, Диего Веласкеса, Тициана, Бернардино дей Контино, Антонио Росселино и других художников. По открытой оценке мировых экспертов, собрание стоит 2 млрд долларов.

Но до сих пор есть сомнения в подлинности работ, говорит
искусствовед и автор телеграм-канала «Ку-ку» Ксения Коробейникова:

— Коллекция насчитывает около полутора тысяч предметов. Нина Молева всегда говорила, что это вещи первого ряда — Леонардо да Винчи, Рубенса, Рембрандта, Эль Греко, но при этом ни один из приличных искусствоведов, который видел эту коллекцию, не отзывался о ней высоко. Говорили, что там много подделок, много вещей даже не второго, а третьего ряда и даже пятого, десятого, что, если и есть там что-то более или менее ценное, она того не стоит, чтобы связываться с этой коллекцией. Видимо, поэтому в свое время Юрий Лужков не принял в дар эту коллекцию и не взял ее на баланс города, тем более Нина Молева тогда просила: если уж вы принимаете дар, то откройте музей для этой коллекции. Тогда с этим связываться не стали, и она решила, что хочет подарить, завещать эту коллекцию государству. Но государству юридически она ничего подарить, завещать не могла, нужно было выбрать конкретное лицо, и она выбрала президента Владимира Путина. Она говорила, что некие специалисты из Франции, из европейских аукционных домов оценивают эту коллекцию от 400 тысяч долларов аж до 2 млрд евро, при этом мы не знаем имен этих экспертов. В общем-то, сейчас, когда она умерла и все вспомнили, что завещание-то на Владимира Путина, и в этом-то вся загвоздка, потому что это юридически обязывающий акт. Администрация президента должна решать, что с этим делать. Либо придется официально отказываться от этого дара, либо его официально принимать. Но, скорее всего, они пока спустят эту историю Минкульту, чтобы он предложил какое-то решение на своем уровне, может быть, еще раз проверил коллекцию, вдруг все-таки там есть что-то, например полотна того же самого Элия Белютина, они ценные. Например, можно было бы в этой же квартире, где все это хранилось, открыть что-то типа музея семьи Белютиных и Молевой. Квартира-то уже музеефицирована, эта картина экспонируется даже на потолке.

— Сейчас они в этой квартире находятся?

— Да, это в Москве.

Молева говорила, что коллекцию начал собирать еще дедушка ее супруга Иван Гринев. Он работал художником императорского театра. В советские годы в его квартире, где хранилась коллекция, была коммуналка, картины были спрятаны.

Нина Молева — доктор исторических наук, кандидат искусствоведческих наук, член Союза писателей и Союза художников России. Среди прочего она написала монографии о русских живописцах, включая Ивана Никитина, Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого. Исследовала историю русского и зарубежного искусства.