В России рассматривается законопроект о запрете на размещение рекламы у иноагентов. Ожидается, что российские компании и физлица не смогут покупать интеграции в YouTube, посты в Telegram и другие материалы, в том числе у блогеров-миллионников со статусом иностранного агента. Как этот рынок устроен сейчас? И как это отразится на доходах иноагентов, которые остались работать в России?

Даже беглое изучение видеороликов крупных блогеров-иноагентов в YouTube показало, что в основном интеграции покупают образовательные платформы, центры помощи в оформлении виз и гражданства за рубежом, а также сервисы психологической помощи, магазины подарков, кофе и так далее. По данным СПАРК, у значительной части из них головной офис находится в России. А некоторые онлайн-школы и вовсе резиденты «Сколково».

И эту часть доходов блогеров-иноагентов предлагается отрезать. Такие иноагенты, как Алексей Пивоваров и Алексей Венедиктов, продолжают работать в России и развивают собственные СМИ, не имеющие этого статуса. А Илья Варламов (тоже иноагент) — живет за рубежом, но у него есть авторы, продюсеры и монтажеры в России, зарплаты которых тоже зависят от интеграций в видео.

На этой неделе РБК опубликовало статистику Роскомнадзора о рекламе в интернете. Российские бренды в прошлом году отчитались о рекламе у 15 иностранных агентов (каких — не уточняется), на эти цели компании потратили 133 млн рублей. Это две сотых процента от всего рекламного рынка рунета, который превысил 500 млрд.

Но и отказываться от размещения у иноагентов компании не хотят: на их каналы в Telegram подписаны сотни тысяч человек, а видео набирают миллионы просмотров. Комментирует основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door Алексей Пак:

Алексей Пак основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door «Когда только приняли эту историю про иноагентов, основным моментом было то, что если мы сделаем рекламу, нам не придет штраф? Или не объявят нас организацией, спонсирующей терроризм? Но, когда поняли, что этот закон не так работает, все спокойно работали с иноагентами. В принципе, обычные фирмы по большей части работают исходя из внутренней культуры компании, которую они транслируют, и «хотелок» главного маркетолога и владельца компании. Возьмем какую-нибудь образовательную компанию, которая вообще к политике никакого отношения не имеет, — они спокойно рекламируются у иноагентов, потому что это просто бизнес. Есть еще одна история: у многих иноагентов, которые сами по себе делают развлекательный контент, часто заказывают рекламу российские предприниматели, которые не живут в России. Это какая-нибудь криптовалюта или компании, которые оперируют в России, но при этом могут оплачивать блогеру со своих счетов за рубежом, например букмекеры».

Кроме полулегальных сфер бизнеса, описанных выше, есть и рекламодатели, открыто работающие на российском рынке, но зарегистрированные за рубежом. Например, те же центры по оформлению ВНЖ, которые расположены в Прибалтике. Но таких немного. Один из самых крупных рекламодателей всех блогеров — Aviasales — принадлежит гонконгской компании, но в прошлом году Роскомнадзор обязал его открыть офис в России и выполнить другие требования «закона о приземлении».

В таких случаях маркетинговые бюджеты не проводятся через материнскую компанию, говорит сооснователь Ассоциации блогеров и агентств, управляющий партнер агентства BlackLight Максим Перлин:

Максим Перлин сооснователь Ассоциации блогеров и агентств, управляющий партнер агентства BlackLight «Скорее всего, рекламные бюджеты и интеграции к блогерам-иноагентам не заменятся на иностранные. Просто нет такого объема. Международным компаниям, которые могут рекламироваться у иноагентов, им по каким-то причинам может быть нужна российская аудитория, если они ведут свой бизнес не в России. То есть, например, что это может быть? Давайте представим, что это какие-то девелоперы, которые находятся, допустим, в Таиланде или в Эмиратах. Вы понимаете, что это достаточно узкая ниша. Количество рекламы у блогеров-иноагентов сократится кратно. Бизнес может перестроиться за буквально пару месяцев, перевести бюджеты на других блогеров проблем не составляет. Но проблема в другом: у блогеров есть определенная емкость. Если мы увидим то, что большое количество рекламодателей переходит к меньшему количеству блогеров, то, соответственно, цены на них могут вырасти, а это приведет к меньшей эффективности».

Новые поправки вносятся в закон о рекламе, хотя в беседе с Business FM один из разработчиков законопроекта Максим Топилин обмолвился, что изменения коснутся и закона об иноагентах. Людям с этим статусом уже нельзя преподавать, заниматься просвещением несовершеннолетних, организовывать публичные мероприятия, быть чиновником и членом избирательной комиссии (хотя можно быть кандидатом в президенты). Зарабатывать деньги вне этих сфер им пока не запрещено, хотя даже сейчас могут быть проблемы с трудоустройством, например из-за взглядов руководства компании.