В России появится черный список блогеров, которые работают только на YouTube
Об этом рассказал первый зампред комиссии палаты по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич. Малькевич подчеркивает, что речь идет не о запретительных мерах, а о стимулировании импортозамещения
Читать на полной версииРоссийские блогеры, которые имеют YouTube-каналы и отсутствуют либо почти не работают на отечественных платформах, попадут в список нежелательных. Над списком уже начала работу Общественная палата России. Об этом сообщил первый зампред комиссии палаты по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
По его словам, первая часть списка будет посвящена несовершеннолетним контентмейкерам и тем, кто работает на детскую аудиторию. Малькевич подчеркивает, что речь идет не о запретительных мерах, а о стимулировании перехода на отечественное — об импортозамещении:
— Сейчас это просто рекомендательно-информационный документ, который должен стать предметом для широкого обсуждения. В дальнейшем возможны разработка и принятие мер по отношению к таким контентмейкерам, потому что нахождение только на иностранных площадках российских блогеров, которые подтягивают туда несовершеннолетних и завлекают их не совсем, мягко говоря, правдивой информацией, ничего в этом хорошего нет. Плюс ко всему на зарубежных площадках они укрывают свои доходы, кто-то по глупости, кто-то по привычке, но исключать и вражескую деятельность здесь нельзя. Имена эти довольно специфические, но тем не менее вот, например, есть блогер Super Polina, у нее 14 млн подписчиков на YouTube, «ВКонтакте» ее нет вообще. Vanzai — 9,5 млн на YouTube, «ВКонтакте» — 7 тысяч и никакого контента нет, а просто личная страничка, на «Дзене» — вообще 23, на Rutube — 506. То есть мы видим там миллионы на YouTube, а в том же VK вообще страница отсутствует. Это немного странно, мягко говоря, если ты утверждаешь, что ты российский блогер и работаешь на российскую аудиторию.
— А вот ряд известных журналистов, которые тоже работают на YouTube, ведут каналы, в том числе и оппозиционные, некоторые уехали из страны. Их тоже это затронет?
— Нет, они, во-первых, уехали, во-вторых, если кто-то из них еще не стал иноагентом, то на полных парах к этому движется. Мы здесь говорим и об информационной безопасности, и о цифровом суверенитете. Вы можете себе представить, например, что какой-то китайский блогер будет развиваться только на платформе YouTube и его не будет в WeChat, не будет в TikTok, нет, это невозможно, его общественное мнение распнет. Никто же не говорит: «Слышь, блогер, закрывай там все свои аккаунты в иностранных сетях и работай только во «ВКонтакте». Но если ты российский блогер, работающий на российскую аудиторию, ты должен быть представлен на наших платформах.
Сооснователь Ассоциации блогеров и агентств Максим Перлин считает, что эта инициатива бессмысленна. По его мнению, лучше заняться развитием уже существующих платформ типа Rutube, чтобы они хоть как-то могли конкурировать с YouTube, а не ломать то, к чему привыкли российские блогеры и пользователи.
— Это нужно собрать аудиторию, добиться способа монетизации на платформе, все, что люди строили годами, и, напомню, эти люди находятся в России, продолжают здесь зарабатывать и платить налоги. Эти люди вещают на русском языке, эти программы смотрят наши соотечественники, у этих людей, скорее всего, интересы в России. Я бы господину Малькевичу прежде всего [посоветовал] обратить внимание на казус, который случился сегодня. Было интервью американского журналиста с нашим президентом, которое почему-то сломалось на российской платформе Rutube. Наши соотечественники, наверное, хотели бы посмотреть это на российской платформе, только она не работала в этот момент. Это не влечет блага для страны. В нашей ассоциации есть бизнесовые черные списки блогеров, которые просто обманули других на деньги, мы не хотим их запрещать, мы просто рынку сообщаем, что с этими блогерами не надо работать. Но в наших списках максимум человек десять, и по каждому есть доказательства. А просто списки из-за того, что человек работает на другой платформе и мы поэтому хотим его бизнес сломать, — это просто смешно. Давайте сделаем что-то отечественное, качественное, хорошее, предложим условия лучше, например монетизацию, которую YouTube в одностороннем порядке перед нашими блогерами отключил. Так давайте на этой слабости сыграем, сделаем отечественную платформу с удобной монетизацией, и блогеры перейдут сами, потому что это будет удобно и выгодно.
— Могут ли вообще создать достойную альтернативу YouTube в России?
— Вопрос риторический. В некоторой степени могут, что-то получается, что-то не очень. Создатели контента пойдут туда, где будет удобный способ монетизации и нужное количество аудитории. На сегодняшний день таким функционалом обладают в России социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», отечественных, удобных, качественных видеоплатформ мы не наблюдаем.
По мнению Малькевича, необходимо продумать комплекс мер по мотивации лидеров мнений к переходу на российские соцсети. Он заявил, что блогерам нужно помогать.