Одним из основных направлений экспорта российской нефти после начала СВО стала Ливия, при этом она поставляет топливо в Европу, включая такие страны, как Италия, Испания, Франция и Мальта, пишет Bloomberg.

Судно Queen Majeda — это небольшой танкер длиной чуть больше 70 метров, построенный 30 лет назад. В сентябре 2022 года он шел из ливийского порта Бенгази в албанский Порто-Романо с грузом нефтепродуктов на 2 млн долларов. В территориальных водах Албании к нему подошли корабли береговой охраны и предложили проследовать в другой порт, Дуррес. Там он и стоит уже больше года, причем до сих пор не разгруженный. По судовым документам топливо было произведено на заводах одного из подразделений Национальной нефтяной корпорации Ливии. Но албанские следователи полагают, что документы были подделаны, а на самом деле танкер перевозил российские нефтепродукты. То есть речь шла о реэкспорте.

Россия действительно поставляет топливо в Ливию и другие страны Северной Африки. Оттуда они попадают в Европу, хотя и не должны, отмечает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. Но, по его словам, крупнейшим перевалочным пунктом для российских нефтепродуктов является другая страна, к которой у европейцев претензий как будто нет:

Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Ливия официально заявляет, что она перерабатывает сырую нефть, продает ее в Европу вместе со своими нефтепродуктами и своей нефтью, а российские готовые нефтепродукты, которые она покупает, оставляет для внутреннего рынка. Эта схема для них выгодна, потому что они получают российские нефтепродукты пусть и с небольшой, но со скидкой, а свои продают по рыночным ценам в Европу. В реальности они действительно могут оставлять российские нефтепродукты для внутреннего рынка. Но могут еще и реэкспортировать, а вот это уже запрещено. Об этом идет речь, по всей видимости. Но подобными схемами, справедливо можно сказать, пользуется не только Ливия, но и множество других поставщиков. Например, если мы посмотрим статистику Турции, а Турция теперь крупнейший покупатель российских нефтепродуктов в мире, то ровно настолько, насколько она увеличила импорт нефтепродуктов из России, настолько увеличила поставку этих же самых нефтепродуктов в Евросоюз, но к ней претензий нет».

Расследование Bloomberg основано на отчетах о передвижении кораблей, интервью с ливийскими официальными лицами и людьми, знакомыми с нефтяным бизнесом страны. Но никаких подробностей нет. Что касается самого танкера, задержанного в Албании, то, как отмечает агентство, даже резервуары для воды Queen Majeda были заполнены вовсе не водой, а топливом.

Все это вызывает много вопросов к самим расследователям, отмечает зампредседателя набсовета ассоциации «Надежный партнер», автор телеграм-канала Oilfly Дмитрий Гусев:

Дмитрий Гусев зампредседателя набсовета ассоциации «Надежный партнер», автор телеграм-канала Oilfly «Никакой нормальный капитан в своей лодке вместо балластной воды топливо не повезет. Очень хочется посмотреть на весь этот процесс. Особенно понимая то, что если не будет балластной воды, в случае каких-то волнений на море капитан что, будет ждать, пока его лодка перевернется? Или будет сливать дизель в море? Это какая-то сказка. Просто песня. Может быть, это правда, я не спорю. Но если издание позиционирует себя СМИ высокого качества, оно должно давать больше базовой информации, чтобы все могли ее идентифицировать и проверить».

В публикации Bloomberg говорится, что задержанный в Албании танкер участвовал в схеме контрабандных поставок российского топлива в Европу через Ливию на 5 млрд долларов в год. Откуда взялась эта цифра, тоже не очень понятно.