Госдума отказалась от идеи о штрафах для экспортеров за нарушение требований о продаже валютной выручки
Депутаты услышали просьбу бизнеса подождать с введением этой нормы. Один из авторов поправок подтвердил Business FM, что норму о введении штрафов из законопроекта решено исключить
Читать на полной версииОбновлено в 16:45
В Госдуме отменили рассмотрение поправки о штрафах для крупнейших экспортеров за нарушение требований о продаже валютной выручки, пишет газета «Ведомости». Штрафы предполагались от 75% до 100% от суммы непроданной валютной выручки. Но один из авторов поправок, член комитета по госстроительству и законодательству Даниил Бессарабов подтвердил Business FM, что норму о введении штрафов из законопроекта решено исключить. Обсуждение документа на заседании комитета запланировано на 12 февраля.
С середины октября 2023 года до конца апреля 2024-го действует указ президента России, который обязывает крупнейших экспортеров репатриировать и продавать валютную выручку. Достаточно ли указа? Говорит главный экономист по России и СНГ ИК «Ренессанс капитал» Софья Донец:
— Я думаю, что да. Очевидно, что инструмент есть и подход уже сформирован, что инструмент, когда надо, тогда и применяется. Поэтому я думаю, что все решения по этой мере, относящейся к экспортерам, будут строго увязаны с ситуацией на валютном рынке. То есть будут опасения, будет продлеваться, дополняться, ужесточаться и так далее. Я думаю, что это такая дорога с двусторонним движением, где меры, единожды будучи вынуты из портфеля, они в этом портфеле, в ящике инструментов остаются и будут применяться по мере необходимости. Не ожидаем большого влияния, встряски для валютного рынка, потому что эти меры будут регулироваться, именно исходя из ситуации на валютном рынке.
— Практики экспортеров, есть какие-то лазейки, в рамках которых они что-то могут недопродавать?
– Рынок — это гибкий механизм, всегда можно по-разному и трактовать, и исполнять ограничения. Вопрос экономического смысла, когда формируется экономический смысл и возможность не конвертировать нормальный объем выручки, — это те случаи, когда у вас есть большие запасы рублей, которые вы можете взять откуда-то из другого места, а не из конверсии. Любому экспортеру надо выполнять налоговые обязательства, обязательства по зарплате, расходы внутри экономики — они все рублевые. То есть вам нужны рубли и много, мы все-таки российская компания. Поэтому вы можете не конвертировать свою выручку, чтобы получить рубли, только если у вас где-то сформировался большой запас рублей с прошлых периодов, но это обычно исчерпываемый процесс. Либо вы можете их дешево занимать, вместо того чтобы конвертировать на ожиданиях того, что потом дороже продадите выручку. Но это возможно тогда, когда у вас низкие процентные ставки, сейчас это не является таковым, мы уже переехали в другую реальность, поэтому здесь нет экономического мотива. А в остальном вы видите, что экономика очень крупная и большая, но более или менее все крупные компании не на виду. В такой ситуации компании не будут играть против государства.
В пресс-службе Минфина газете «Ведомости» заявили, что сейчас сохраняется стабильная ситуация с валютным курсом, а «требования о репатриации и обязательной продаже исполняются российскими экспортерами добросовестно».
Список компаний, обязанных продавать валютную выручку, не публиковался. Известно, что в него входят 43 группы компаний, которые относятся к отраслям ТЭК, черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, зернового хозяйства. Для тех экспортеров, которые не могут выполнить условия указа по объективным причинам, предусмотрен гибкий механизм, позволяющий рассматривать такие случаи в индивидуальном порядке.
Госдума не стала вносить поправки о штрафах, потому что сейчас невозможно установить для всех участников рынка одинаковые правила, считает директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев:
— Подход, который был принят в Думе, и гуманный, и правильный в том, что нельзя штрафовать людей за то, что они не в силах выполнить. Ситуация в сфере репатриации выручки, вообще валютных расчетов, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации сегодня полна препон и всевозможных препятствий там, где мы их совершенно не ожидали еще вчера, еще два года тому назад. Раньше была валюта доллар, все свободно конвертировалось в него или евро. Сегодня наши юридические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, оперируют самыми разными валютами, экзотическими способами расчетов. Как возвращать валютную выручку в рупиях, если рупии нельзя репатриировать в Российскую Федерацию, я не знаю. И таких кейсов миллион, сегодня мы живем в других условиях, нежели раньше. Поэтому такая экономическая политика, правила в применении ко всем не действуют. Мы живем в системе исключений, а не правил.
— Может быть, действительно речь о том, что никогда эту поправку уже и не примут в последующем?
— Кто же может за это поручиться, есть ли силы, которые этого хотят? Несомненно, да. Но, с моей точки зрения, необходимости в этих мерах нет.
— Скажите, пожалуйста, на текущий момент действует указ президента, но при этом экспортеры этот указ исполняют, говорят, что беспрекословно, это так?
— Беспрекословно там, где это возможно. У нас не так много крупных экспортеров, за которыми установлен особый контроль, и у них, я думаю, проблем такого рода нет, поскольку у них разветвленная деятельность, и там, где они в одном месте не репатриируют, они репатриируют больше из другого.
Требование о продаже валютной выручки вступило в силу 16 октября и должно действовать до 30 апреля. При этом в конце января правительство сообщило, что готовит предложения о продлении требования об обязательной репатриации и продаже валюты на весь 2024 год. С такой инициативой выступил первый вице-премьер Андрей Белоусов. Законопроект предполагает штрафы за уклонение от продажи валюты для должностных лиц в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей. Для юрлиц — от 75% до 100% от суммы непроданной валютной выручки.