Спортивный арбитражный суд (CAS) опубликовал мотивировочную часть решения по делу российской фигуристки Камилы Валиевой. Спортсменка выдвинула три версии попадания запрещенного вещества в свой организм.

Валиева утверждала, что триметазидин мог попасть в ее десерт из-за дедушки, который сначала измельчил лекарство на доске, а после резал там продукты для Валиевой. Также она заявила, что загрязненными могли оказаться лекарства, которые принимала сама фигуристка. Третья версия — вещество могли специально добавить в пищу на чемпионате России в Санкт-Петербурге в декабре 2021 года. По словам спортсменки, безопасность на соревнованиях была организована плохо и в помещении вместе со спортсменами находилось много незнакомых людей.

В итоге CAS дисквалифицировал Валиеву как взрослую, так как фигуристка не смогла доказать, что она нарушила правила не намеренно. Согласно вердикту CAS, спортсменка дисквалифицирована на четыре года начиная с декабря 2021 года. В WADA заявили, что срок должен отсчитываться с момента оглашения решения суда.

О том, почему версии Валиевой в суде посчитали неубедительными, рассуждает управляющий редактор Sportbox.ru Алексей Адамов:

Алексей Адамов управляющий редактор Sportbox.ru «В мировой истории спорта единичны случаи, когда удавалось доказать, что положительный тест — это результат загрязнения пробы или ошибки лаборатории. Гораздо более распространенная ситуация, когда спортсмены и их защита давят на то, что препарат действительно попал в организм, но прием препарата был неумышленным. Чаще всего оправдывают спортсменов, которым удается доказать, что это побочный эффект от применения загрязненных БАДов или загрязненных продуктов питания. Также часто оправдывают контактами с женщинами или с мужчинами — иногда речь идет об интимных связях, иногда — о поцелуях. В случае с Валиевой этот способ защиты изначально, наверное, не рассматривался, и тут все зависит от препарата. То есть если это условно стероиды, их наличие в мясе и продуктах питания доказать легче, чем триметазидин. Триметазидин — это сердечный препарат, поэтому сказать, что он попал из загрязненного БАДа или из мяса коровы, которая это употребляла, сложнее. CAS не оценивает абсурдность или достоверность версии, он оценивает доказательства. Сейчас в СМИ фигурирует такая формулировка: не удалось доказать даже существование этого дедушки. Поэтому при всех собранных доказательствах, наверное, такая версия имела право на существование и могла привести к положительному итогу, но не в данном случае».

Во время Олимпиады Валиевой было 15 лет. Поэтому по кодексу WADA она рассматривалась как защищенное лицо. Это позволило провести особую процедуру расследования, благодаря чему ей позволили выступить в личном турнире в Пекине, а дело рассматривалось в закрытом формате.

К тому же из-за возраста на момент сдачи пробы предполагалось, что Валиева может столкнуться с меньшим сроком дисквалификации. Однако после того, как CAS не счел доказательства невиновности фигуристки убедительными, статус защищенного лица с нее сняли, и наказание она несет как взрослая спортсменка.