Нидерландская Yandex N.V. продает российскую компанию консорциуму частных инвесторов и менеджеров компании за 475 млрд рублей. Их интересы будет представлять закрытый паевой инвестиционный фонд «Консорциум.Первый» во главе с менеджерами «Яндекса». Они, в свою очередь, получат специальные акционерные права и продолжат управлять компанией. Для них создали Фонд менеджеров.

Держателям текущих акций зарубежного «Яндекса» предложат различные опции. О них рассуждает руководитель отдела аналитики потребительского и ТМТ-сектора «Ренессанс-капитала» Кирилл Панарин.

Кирилл ПанаринПонятно, что цена сделки значительно ниже справедливой стоимости бизнеса, и в том числе потому, что это учитывает обязательный дисконт в 50%. Голландская структура получит минимум 230 млрд рублей кеша, и после закрытия сделки компания планирует большую часть этих денег распределить среди своих оставшихся акционеров в Yandex N.V. Соответственно, они могут рассчитывать на денежную компенсацию, которую пока точно мы оценить не можем, плюс они останутся акционерами в некоторых бизнесах «Яндекса», которые находятся на ранней стадии развития. Да, что касается российских миноритариев, здесь нужно разделять на две категории. Во-первых, есть российские миноритарные акционеры, которые владеют акциями в НРД, в российском депозитарии. Мы ожидаем, что им будет предложен обмен их текущих бумаг в Yandex N.V. на акции новой компании потенциально без потерь, без размытия их экономической доли. Поэтому для них эта новость позитивная, создается новая компания, у которой будет листинг на Московской бирже и которая стоит, по нашим оценкам, больше, чем, опять же, текущая цена на Мосбирже. Вторая группа российских миноритариев — это те, кто покупал и держит бумаги не в НРД. Их судьба менее определенная, мы ожидаем, что российские держатели не в НРД получат предложение о выкупе или обмене их акций. Тем не менее пока непонятно, какой будет коэффициент обмена и какая будет пропорция, по которой они могут продать свои акции с точки зрения того, какую часть они смогут обменять, а какую часть они смогут продать за денежную компенсацию.

Российский «Яндекс» сохранит бизнесы, сервисы и активы группы Yandex N.V. У зарубежной компании останутся стартапы: облачная платформа Nebius AI, краудсорсинговая платформа Toloka, беспилотные технологии Avride и образовательный сервис TripleTen, а также дата-центр в Финляндии.

Эти активы оценивает гендиректор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плутогаренко.

Сергей ПлутогаренкоСумма сделки соответствует ожиданиям наверное, не завышена и не занижена. В России IT-гиганты стоили дороже и оценивались дороже. Но мы понимаем: в данном случае это не столько капитализация компании, сколько стоимость, за которую менеджмент смог договориться. Что остается за сторонами? Понятно, что за «Яндексом» остаются все технологии, вся математика, алгоритмы, именно поэтому достаточно уверенно менеджмент и пресс-службы заявляют о том, что и технологии искусственного интеллекта будут развивать, и робототехнику, и умные города, и все те сервисы, которые любят и знают граждане: это и развлекательные сервисы, и образовательные, и бизнесовый. За нидерландской компанией, насколько я понимаю, до конца года сохранится бренд, и даже этот бренд должны будут они отпустить, переименовываться каким-то образом. И ряд международных стартапов, таких как Toloka, другие, дата-центр в Финляндии, что важно, не переходят к российскому «Яндексу».

Большая часть выручки останется в рамках российского бизнеса, говорит аналитик в сфере телекоммуникаций, медиа и технологий Владимир Беспалов.

Владимир БеспаловНа самом деле, в России остается практически все, 95% выручки остается в рамках российского бизнеса, условно российского, потому что нам остается часть активов, которая вне России находится тоже. Соответственно, мне кажется, с фундаментальной точки зрения не очень сильно меняется. Во внешнем периметре будут определенные технологии, связанные с беспилотными автомобилями и в целом беспилотниками, технологиями образования, облачные технологии. Но, опять-таки, надо понимать, что даже те технологии в международном периметре, в международном «Яндексе», будут развиваться в России тоже, не то что компания «Яндекс» отказывается полностью от этих вещей и передает их во внешний периметр. Поэтому я бы сказал так: на самом деле, если смотреть на российский «Яндекс», он будет не сильно отличаться от того, что мы видели раньше. Мы говорим о том, что в рамках сделки предполагается 50-процентный дисконт, как того требует правительственная комиссия. Поэтому, я думаю, в целом, если посмотреть на котировки «Яндекса» не в последние дни, а в течение последних нескольких месяцев, то эта оценка более или менее соответствует тому, что мы видели на рынке, с учетом 50-процентного дисконта, который применяется ко всем подобным сделкам.