Турецкие банки массово отклоняют российские платежи и закрывают счета российских компаний
Страдают от этих действий не только российские предприниматели, но и их турецкие контрагенты. Связано ли поведение турецких банков с декабрьским указом Байдена об ужесточении санкций против тех, кто помогает России обходить санкции, и удастся ли уладить вопрос в ходе планирующегося на февраль визита российского президента в Турцию?
Читать на полной версииПлатежи из России в Турцию не ходят. Причем в любой валюте. Турецкие банки стали их отклонять, а также закрывать счета российских компаний. В Кремле об этом знают, Москва обсуждает с Анкарой проблему платежей между двумя странами. Об этом заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в преддверии визита Владимира Путина в Турцию, намеченного на февраль. У кого и какие сложности есть с платежами и как российский бизнес пытается решать эти проблемы?
Еще в январе российские импортеры жаловались на невозможность перевода денег в Турцию. Об этом писали зарубежные СМИ и рассказывали собеседники Business FM. С тех пор ситуация не изменилась, а может быть, даже ухудшилась. Продолжает Георгий Властопуло, старший партнер компании «Оптималог», которая занимается международными перевозками:
Наличие проблем с платежами подтверждает предприниматель из Москвы Борис, который возит промышленное оборудование из Турции:
«Наши банки говорят, что мы не можем отправить деньги в Турцию ни в какой валюте, потому что турецкие банки на данный момент отказываются принимать платежи. Пока никаким образом улучшения не проходят, все банки в СНГ тоже стали аккуратнее относиться к этому. Поставщики турецкие нервничают, особенно кому деньги нужны или тот же товар, который был произведен для российских клиентов и за который не могут получить деньги. Турецкие партнеры, турецкие компании также просто не смогут такой объем продукции готовой куда-то деть быстро».
Традиционно Россия импортирует из Турции фрукты и овощи, автозапчасти, детали машин, текстиль и одежду. А турецкие курорты, наверное, самое популярное у россиян направление отдыха, причем в последнее время не только пляжного. И вот у турфирм, похоже, никаких серьезных проблем с платежами в Турцию пока не возникает. Вот что рассказал Business FM директор по развитию платформы OnlineTur.ru Игорь Блинов:
Игорь Блинов директор по развитию платформы OnlineTur.ru
«Мы с этой ситуацией не сталкивались, поэтому говорить о неких сложностях я бы пока необходимым не считал. Что касается переводов, это идет по курсам с рублей на евро, потому что локальные компании, которые обслуживают, размещают, наземное обслуживание, принимают оплату в евро. Возможно, у кого-то такие сложности могут возникнуть или возникали, но мне об этом неизвестно, я сказать о том, что мы или наши туристы пострадали, я об этом не знаю».
Что касается турецких апельсинов и помидоров, волноваться пока преждевременно. С прилавков российских магазинов они не исчезнут. Как заявила Business FM гендиректор информационного агентства Fruitnews Ирина Козий, расчеты за поставки овощей и фруктов из Турции идут, как и сами поставки. Правда, иногда через третьи страны. Что увеличивает издержки и в итоге не лучшим образом сказывается на цене турецкой сельхозпродукции в России.
Что же касается самой Турции, то она как закупала, так и продолжает закупать у нас нефть и нефтепродукты. Более того, как сообщала недавно газета Financial Times, Турция стала главным перевалочным пунктом для российской нефти и топлива. Турки покупают углеводороды с дисконтом, часть оставляют для внутренних нужд, остальное перепродают в Европу — понятно, что не себе в убыток. С расчетами за российские энергоносители проблем почему-то не возникает. А если бы они были, то об этом, наверное, стало бы известно.
Ужесточение политики турецких банков в отношении расчетов с Россией связывают с декабрьским указом президента США Байдена, который упростил введение вторичных санкций в отношении финансовых организаций по всему миру за помощь в обходе антироссийских санкций. И турецкие банки действительно этого боятся, рассказал Business FM турецкий политолог Тогрул Исмаил. Проблемы можно было бы решить, перейдя на расчеты в рублях и лирах, о чем не раз заявляли и в Москве, и в Анкаре. Но по факту основные расчеты продолжают идти в недружественных валютах, отмечает Тогрул Исмаил:
Тогрул Исмаил турецкий политолог «Нет прямых у нас платежей, которые Турция в свое время предлагала и России, и другим государствам тоже. Мы этим пока процессом не занимаемся. Существуют на современном этапе санкции против России, банковской системы, куда включен и SWIFT тоже. Турецкие банки не хотят получить дополнительные санкции, поэтому происходят определенные проблемы. Турецкие банки не сами отказываются от этого, а просто вынуждены на это идти. Некоторые банки, хотя в Турции их хозяева не турки, они связаны с кем-то за рубежом, их основные хозяева — извне. И даже турецкие банки имеют очень большие торговые связи с Западом, с США, которые главные партнеры, и поэтому не хотят терять этот рынок».
Турецкие банки, да и бизнес в целом понять можно: Россия — крупный, но далеко не единственный торговый партнер республики. По итогам прошлого года наши страны наторговали на примерно на 57 млрд долларов, и это заметно меньше, чем в 2022-м, когда объем внешней торговли России и Турции составил рекордные 68 млрд долларов.
Ну и стоит, наверное, напомнить, что проблемы с турецкими банками возникают не впервые. Осенью 2022-го турецкие банки начали отключаться от платежной системы «Мир», как сообщали СМИ — под давлением США.