WSJ рассказала о тайной операции по вывозу древних икон из украинского музея во Францию
Речь идет об экспонатах киевского Национального музея имени Ханенко. Некоторые из них датируются VI веком. Их отправили в Париж через Польшу под военной охраной и в специальных контейнерах с климат-контролем
Читать на полной версииИз украинского музея во Францию тайно вывезли более десятка православных икон. Некоторые из них датируются VI веком, пишет The Wall Street Journal. Как они сохранились спустя столько веков?
В конце XIX века епископ Порфирий Успенский посетил один из древнейших христианских монастырей — святой Екатерины на Синае в Египте — и получил в подарок четыре иконы
Это известные киевские
Продолжает доктор искусствоведения, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц:
Лев Лифшиц доктор искусствоведения, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания «На Синае есть очень древние иконы, остались иконы того же времени. Сперва они хранились в музее Киевской духовной академии. После революции, естественно, перешли во владение государства. Есть очень древние иконы, и VI, и VII, и VIII веков. Они есть не только в Киеве. Они есть в Берлине, и в других местах. И они благополучно существуют, если им создают нормальные климатические условия. Киевские — это очень хорошо известные древние иконы — и Предтечи, и Богородицы. Иконоборчество начинается в VIII веке. Эти иконы старше иконоборчества. Кроме того, монастыри были опорами иконофилов, то есть иконопочитателей. Иконоборчеству они сопротивлялись всеми возможными силами. Именно поэтому там сохранились очень древние иконы. В Константинополе их не осталось».
Через 100-200 лет после создания этих икон Византию охватило иконоборчество. Императоры признали поклонение иконам идолопоклонством. Иконы, мозаики, фрески, христианские скульптуры уничтожались. За их хранение казнили. Но в Египет иконоборцы не добрались.
В интернете есть фото всех четырех икон из коллекции Ханенко. На них изображены святые Сергий и Вакх, Богоматерь с младенцем, Иоанн Предтеча и мученик и мученица, предположительно, святые Платон и Гликерия. Большинство образов мало напоминают каноническое изображение святых. Они скорее ближе к наивному искусству Пиросмани. Объясняет член Ассоциации искусствоведов, эксперт по культурным ценностям Александр Самойлов:
Александр Самойлов член Ассоциации искусствоведов, эксперт по культурным ценностям «Ранние иконы так и выглядели. И они похожи на то, что именуется «фаюмский портрет». Это энкаустика, это маски на лицах умерших. Они были распространены в Малой Азии, Египте, когда лицо умершего закрывали его как бы изображением, написанным восковыми красками, — это техника энкаустики. Они были очень натуралистичны. Они не походили на традиционные иконописные образы, которые появились уже позднее, с рассветом классического византийского искусства».
Удивляет яркость цветов. Насыщенные золотой, красный, коричневый. Это письмо горячей восковой краской, которая смешана с пигментами. Рисунок наносился на деревянные доски. Как они прошли испытание временем? Продолжает Александр Самойлов:
«Естественно, там были какие-то дополнительные отвердители. И это не обычный воск, которым вы красите и все потом растекается. Это очень долговечная техника, тонкая. И технология была чрезвычайно разработана в первых веках нашей эры. Понятно, что их хранили не на солнце, так, первые фаюмские портреты держали в закрытых склепах. Если они были в храмах, там было минимальное освещение от свечей».
По данным The Wall Street Journal, 16 редких икон из коллекции Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в мае прошлого года транспортировали во Францию через Польшу и Германию под военным конвоем в специальных контейнерах. Там поддерживалась необходимая циркуляция воздуха. Как отмечается, пять из них стали экспонатами выставки Лувра «У истоков священного образа», которая проходит в парижском музее до 29 января, остальные — в музейном хранилище.