Из украинского музея во Францию тайно вывезли более десятка православных икон. Некоторые из них датируются VI веком, пишет The Wall Street Journal. Как они сохранились спустя столько веков?

В конце XIX века епископ Порфирий Успенский посетил один из древнейших христианских монастырей — святой Екатерины на Синае в Египте — и получил в подарок четыре иконы VI–VII веков. Они были переданы Киевской духовной академии. Потом Музейному городку на территории Киево-Печерской лавры. В 1930-е годы попали в коллекцию Богдана и Варвары Ханенко.

Это известные киевские супруги-коллекционеры, они много путешествовали по Европе, посещали аукционы. В начале XX века их коллекция считалась одной из лучших частных коллекций искусства и древностей на территории тогдашней Российской империи.
Продолжает доктор искусствоведения, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания Лев Лифшиц:

Лев Лифшиц доктор искусствоведения, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания «На Синае есть очень древние иконы, остались иконы того же времени. Сперва они хранились в музее Киевской духовной академии. После революции, естественно, перешли во владение государства. Есть очень древние иконы, и VI, и VII, и VIII веков. Они есть не только в Киеве. Они есть в Берлине, и в других местах. И они благополучно существуют, если им создают нормальные климатические условия. Киевские — это очень хорошо известные древние иконы — и Предтечи, и Богородицы. Иконоборчество начинается в VIII веке. Эти иконы старше иконоборчества. Кроме того, монастыри были опорами иконофилов, то есть иконопочитателей. Иконоборчеству они сопротивлялись всеми возможными силами. Именно поэтому там сохранились очень древние иконы. В Константинополе их не осталось».

Через 100-200 лет после создания этих икон Византию охватило иконоборчество. Императоры признали поклонение иконам идолопоклонством. Иконы, мозаики, фрески, христианские скульптуры уничтожались. За их хранение казнили. Но в Египет иконоборцы не добрались.

В интернете есть фото всех четырех икон из коллекции Ханенко. На них изображены святые Сергий и Вакх, Богоматерь с младенцем, Иоанн Предтеча и мученик и мученица, предположительно, святые Платон и Гликерия. Большинство образов мало напоминают каноническое изображение святых. Они скорее ближе к наивному искусству Пиросмани. Объясняет член Ассоциации искусствоведов, эксперт по культурным ценностям Александр Самойлов:

Александр Самойлов член Ассоциации искусствоведов, эксперт по культурным ценностям «Ранние иконы так и выглядели. И они похожи на то, что именуется «фаюмский портрет». Это энкаустика, это маски на лицах умерших. Они были распространены в Малой Азии, Египте, когда лицо умершего закрывали его как бы изображением, написанным восковыми красками, — это техника энкаустики. Они были очень натуралистичны. Они не походили на традиционные иконописные образы, которые появились уже позднее, с рассветом классического византийского искусства».

Удивляет яркость цветов. Насыщенные золотой, красный, коричневый. Это письмо горячей восковой краской, которая смешана с пигментами. Рисунок наносился на деревянные доски. Как они прошли испытание временем? Продолжает Александр Самойлов:

«Естественно, там были какие-то дополнительные отвердители. И это не обычный воск, которым вы красите и все потом растекается. Это очень долговечная техника, тонкая. И технология была чрезвычайно разработана в первых веках нашей эры. Понятно, что их хранили не на солнце, так, первые фаюмские портреты держали в закрытых склепах. Если они были в храмах, там было минимальное освещение от свечей».

По данным The Wall Street Journal, 16 редких икон из коллекции Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в мае прошлого года транспортировали во Францию через Польшу и Германию под военным конвоем в специальных контейнерах. Там поддерживалась необходимая циркуляция воздуха. Как отмечается, пять из них стали экспонатами выставки Лувра «У истоков священного образа», которая проходит в парижском музее до 29 января, остальные — в музейном хранилище.