В России с 1 апреля заблокируют для продажи просроченные продукты
Блокировать просроченные товары начнут по 12 категориям, в дальнейшем перечень будет расширяться. Что думают о инициативе Минпромторга участники рынка?
Читать на полной версииС 1 апреля 2024 года некоторые просроченные товары нельзя будет пробить на кассе. Система будет автоматической, ее внедрят постепенно. Все это делается в рамках расширения систем прослеживаемости товаров. Сам эксперимент Минпромторг начал в прошлом году. Цифровая маркировка товаров для контроля срока годности необходима для налаживания механизмов отсеивания, сообщает «Коммерсантъ».
В апреле блокировать начнут товары из 12 категорий, в частности воду, табак и молочную продукцию. В министерстве в дальнейшем планируют расширить число категорий.
Власти также запустили эксперимент по привязке разрешительных документов к маркировочным кодам. Это позволит сравнить данные участников рынка о товарах и объемах партий с информацией в документах.
О том, можно ли внести всю информацию в штрихкод или QR-код, рассказывает гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова:
При этом нанесение QR-кодов в Data Matrix имеет разную стоимость в зависимости от форм-факторов и масштабов производства. Все это наносится до ввода в оборот, то есть на производстве.
Сам запуск блокировки товаров из-за просрочки целесообразен, считает президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков:
— Она снизит негативный опыт потребителя: приобрести просроченную воду станет невозможно. До этого это было крайне сложно, потому что сроки годности достигают двух лет, а по импортной воде и трех лет, в некоторых странах есть технологии укупорки, которые позволяют соблюдать более длительный срок хранения. Поэтому мы [производим] не «скоропорт», не семь дней срок годности. Здесь, наверное, основная история — это возможность последующей донастройки системы для блокировки на кассе не только товаров, которые были выпущены ранее определенной даты и у которых срок годности истек, а еще и возможность блокировки продажи того товара, у которого есть вопросы по документам. Здесь требуется довнесение в правила маркировки воды понятия «наименование места происхождения товара», географическое указание, а также некая корректировка логики выдачи кодов для нашей продукции. Тогда система заработает в том формате, который заявлялся несколько лет назад.
— Недобросовестные продавцы не смогут обмануть систему?
— Чисто теоретически в любой IT-системе всегда есть доля процента или процент на ошибку, но с точки зрения массового порядка это сделать будет практически невозможно.
В настоящее время маркировке подлежат 17 групп товаров. По шести из них она стала обязательной в 2023 году. Кроме того, с 15 января этого года стартовали новые эксперименты по маркировке косметики и бытовой химии, пива и слабоалкогольных напитков в банках.