Будут ли политические последствия после поражения Ил-76 над Белгородской областью? Комментарий Георгия Бовта
В случае если катастрофа получит большой общественный резонанс, может возникнуть искушение начать перекладывать вину друг на друга: политиками — на военных, а военными — на политиков, рассуждает политолог
Читать на полной версииМинобороны России заявило, что Ил-76 был сбит ВСУ из района населенного пункта Липцы Харьковской области с применением зенитного ракетного комплекса. МИД России выпустил заявление, в котором решительно осудил «террористический акт киевского режима».
Первая информация о том, что Ил-76 был сбит силами ВСУ, появилась в украинских пабликах. Однако инициативу в информационной отработке произошедшего оперативно взяла на себя российская сторона. Что может свидетельствовать об уверенности в правильности своей версии.
Депутат Госдумы генерал Картаполов, а затем и Минобороны России сообщили, что на борту находились 65 украинских военнопленных, которых предполагалось обменять на российских военнопленных. Вместе с ними погибли шесть членов экипажа и трое сопровождающих. Картаполов же сообщил о втором самолете с другой партией пленных, который был развернут обратно.
По утверждению российских официальных лиц, украинская сторона была уведомлена о полете самолета. Однако тут Главное разведуправление Украины посчитало нужным заявить, что Киев не был должным образом проинформирован, в связи с чем сходу обвинило российскую сторону в «спланированных и преднамеренных действиях с целью дестабилизации ситуации в Украине и ослабления ее международной поддержки». Такая защита была вполне предсказуема. Сам факт запланированного обмена пленными ГУР подтвердило лишь спустя несколько часов после катастрофы.
Те украинские СМИ, которые сначала писали с гордостью, что самолет сбили ВСУ, вскоре, словно по команде, убрали об этом упоминания. В отредактированной версии самолет «просто упал», но при этом по-прежнему утверждалось, что он перевозил ракеты для комплекса С-300. Версия с С-300 позволяла бы ВСУ выглядеть более пристойно в глазах западных союзников: мол, была поражена военная цель и никаких вопросов к этому быть не может. Если же придется все же признать гибель военнопленных, то это может усилить контраргументы тех на Западе, кто выступает против передачи Украине дальнобойных ракет, чтобы она била ими по целям на территории России. К тому же такой репутационный урон совершенно не нужен Киеву на фоне зависших на Западе дискуссий о предоставлении ему новых пакетов помощи.
В Госдуме в этой связи уже прозвучали заявления о надобности сделать какое-то представление США и ФРГ, чьими ракетами якобы и был поражен самолет. Однако на самом Западе пока предпочли практически не заметить данный инцидент, не придав ему никакого политического окраса, ограничившись пересказом российских и украинских заявлений. В том числе Пентагон отказался это как-либо комментировать, хотя наверняка имеет спутниковые данные о том, кто куда стреляет какими ракетами. Европейские союзники Украины, погруженные в обсуждение 13 пакета антироссийских санкций и новых пакетов помощи самой Украине, политически никак не отреагировали на инцидент.
Более существенные последствия в политическом плане можно ожидать как раз внутри Украины. Учитывая уже ранее проявлявшиеся трения между политическим и военным руководством страны, в случае если катастрофа получит большой общественный резонанс в связи с гибелью десятков возвращавшихся на родину бойцов, может возникнуть искушение начать перепихивать вину друг на друга. Политиками на военных, а военными на политиков.
До конца рабочего дня офис президента Украины детальными комментариями на сей счет не поделился. Лишь под вечер Генштаб ВСУ выпустил расплывчатое заявление, указав, что, мол, на фоне роста количества военно-транспортных самолетов, направляющихся в аэропорт Белгорода, ВСУ «продолжат применять меры уничтожения средств доставки, контроля воздушного пространства для ликвидации угрозы, в том числе на Белгород-Харьковском направлении».
Первым из политиков резко выступил лишь оппозиционный депутат Рады от партии Петра Порошенко «Евросолидарность» Алексей Гончаренко, который в матерных выражениях обрушился на министра обороны, который «пропал», и на офис президента, который тоже «пропал». «Все сидят, молчат и просто… ждут, на кого бы все свалить», — написал Гончаренко. По его словам, власти «делят должности и раздумывают, кого уволить». Вопрос в том, станет ли это поводом для увольнения главкома ВСУ Валерия Залужного и замены его, скажем, на секретаря СНБО Алексея Данилова, или же будут выдвинуты альтернативные версии произошедшего со стороны Киева. Которые, разумеется, будут во всем обвинять Москву. Но опровергнуть сам факт поражения самолета силами ВСУ будет вряд ли возможно.