Разрешат ли сотрудникам не отвечать на звонки руководства в нерабочее время?
По мнению специалиста, сейчас, даже если сотрудник не выходит на связь, потому что работодатель не выплатил деньги за связь и интернет, ему могут грозить выговор и невыплата премии. Поэтому нужно установить рамки ответственности работодателя
Читать на полной версииПрофессор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов в интервью «Российской газете» предложил законодательно разрешить сотрудникам не отвечать на звонки руководства в нерабочее время.
Дистанционные формы занятости закреплены в законодательстве, но на практике сотрудники еще не договорились со своими руководителями, как поступать в той или иной ситуации. Сотрудники часто получают замечания и выговоры за неотвеченные телефонные звонки и письма в нерабочее время. При этом многим приходится работать по часовому поясу своего работодателя.
Насколько необходимо урегулирование этого вопроса? Отвечают работодатели:
Гендиректор группы компаний «Хайгер» Григорий Шитиков:
«По своему 20-летнему опыту ведения бизнеса в различных сферах, могу сказать, что чем больше зарегулированность, тем меньше возможности у бизнеса двигаться и конкуренции как таковой между сотрудниками. Если один поставщик или покупатель, подрядчик, смежник не готов принимать работу, раньше выходить, задерживаться и так далее либо как-то менять свои бизнес-процессы для этого, значит, он будет просто вне рынка по сравнению с другими, потому что бизнес — это постоянно развивающаяся модель. А когда государство начинает регулировать уже, кто, кому, что и сколько, кто кому может звонить, когда человек звонок не может брать, то это мешает развитию бизнеса. Из-за эффективности, наращивания темпов работы, оборотов, производства товаров, оказания услуг или все-таки для того, чтобы у нас социальное государство, и мы хотим сейчас уже себя завести в определенные рамки, и мы готовы давать вольности и поблажки, сокращать рабочие дни на один день вместо пяти, вопрос, что мы хотим в итоге получить. Такое регулирование избыточно и не нужно».
Управляющий кондитерской фабрикой «Господарь» Сергей Сурмач:
«Каждая ситуация индивидуальна, у нас ряд сотрудников работают на удаленке, надо научиться управлять сотрудниками, понятно, кто-то на дачу уезжает, кто-то еще куда-то — и перестает отвечать на звонки. Мы с этим тоже сталкивались. Мы больше работаем на положительную мотивацию, нежели на отрицательную, в моем коллективе так заведено. Сотрудник на удаленке не считает для себя чем-то сверхъестественным и зазорным после 19:00-20:00 мск тоже быть на связи, когда это нужно для выполнения производственных задач. Бизнес — это больше про договоренности, нежели регулирование законодательством. Да, это нужно, какие-то ключевые, основные моменты, если адекватный руководитель, адекватный сотрудник, человек болеет, все живые люди, просто дать обратную связь, что он болеет и не может быть на связи в такое-то время. Мы договариваемся, и человек в другое время включается в работу. Я лично был бы против регулирования. У меня доставка груза может быть в раннее или даже ночное время, со стороны партнеров крупных мы можем не увидеть коммуникации, ночью, как правило, не решается вопрос оперативно. Я не штрафую за такие вещи, как не ответил, не включился, мы, памятуя эту ситуацию, стараемся сделать так, чтобы окна приемки товара у нас совпадали с рабочим временем по возможности. Должно быть планирование, а не хаос, чтобы был результат, ты сам оцениваешь риски. Да, мой сотрудник может включиться, а может не включиться, я понимаю, что, если это ночные коммуникации, они всегда на порядок менее эффективны, чем дневные, я сам стараюсь их избежать».
Гендиректор юридической компании «Юрвиста», владелец гостиницы «Чемоданов», совладелец сети кофеен Take&Wake Алексей Петропольский:
«Есть трудовой контракт, в котором можно прописать любые условиях, при которых человек должен исполнять свои должностные обязанности. В том числе он обязан во внеурочное время быть на связи, в случае форс-мажорных обстоятельств такие звонки могут происходить. И в случае, если он не будет брать трубку, это приведет к финансовым последствиям для компании, и это может привести к дисциплинарному взысканию. А после трех таких взысканий человека имеют право уволить. 90% бизнеса все делают по шаблону, и никакие условия по внеурочным звонкам, вообще времени звонков, никто не прописывает. Даже если смотреть судебную практику, то ее тоже у нас ничтожно мало, поскольку работодатель вправе создать такие условия, что если человек ему неугоден, он его так или иначе уволит, и в случае, если эти устные договоренности не будут соблюдаться, человек не будет понимать, где он работает, что от него требуют, работодатель, будем говорить прямо, найдет способы, как его уволить. В крайнем случае, три оклада заплатит и просто уволит, на мой взгляд, это излишняя мера, которая ни к чему реальному, кроме издержек внутри правительства на разработку нового законодательного акта, не приведет».
Александр Сафонов отмечает, что сейчас, даже если сотрудник не выходит на связь, потому что работодатель не выплатил деньги за связь и интернет, сотруднику может грозить выговор и невыплата премии. А если установить ответственность работодателя, таких случаев удастся избежать, считает он.