Российские моряки не могут выбраться из столицы Мозамбика
Причина в финансовом споре судовладельца и местной фирмы-агента. Власти Мозамбика не разрешают экипажу из пяти человек с гражданством РФ, Литвы и Украины покинуть судно, поскольку, согласно правилам, на судне должен оставаться минимальный экипаж для его содержания
Читать на полной версииРыболовецкое судно «Волопас», которое ходит под флагом Камеруна, вот уже восемь месяцев не может покинуть порт столицы Мозамбика Мапуту на юго-востоке Африки. Как рассказали в МИД России, корабль был задержан из-за финансового спора между судовладельцем и местной фирмой-агентом.
На борту продолжают находиться пять членов экипажа, двое из них, в том числе капитан, — россияне, а также граждане Литвы и Украины. Моряки не могут вернуться домой, поскольку портовые власти требуют, чтобы на борту судна находилось минимальное число членов экипажа для поддержания его на плаву у причала.
Такие споры могут продолжаться и год, и два, говорит главред газеты «Морские вести России» Анатолий Кузнецов:
Анатолий Кузнецов главред газеты «Морские вести России» «Судно находится в порту очень долго, но это еще не самый долгий срок нахождения в чужом порту в качестве задержанного, или арестованного, или несвободного. Бывают, [что стоят] годами, и такие примеры есть, их немало, потому что имущественные споры между субъектами бизнеса очень сложные, долговременные, каждый норовит соблюсти собственные интересы, все это длится годами, а страдает экипаж, люди живут в трудных, невыносимых условиях. Почему его задержали в этом порту, здесь может быть много причин. Во-первых, когда судно заходит в порт с какой-то целью, например разгрузиться, или принять на борт груз, либо получить продовольствие, воду, для этого в порту существует агент фирмы, с которой судовладелец связывается и говорит, что у него есть такой пароход, он зайдет, мне нужно вот этот перечень услуг получить в вашем порту. Агент говорит, хорошо, это будет стоить столько, я встречу, они договариваются, судно заходит. Потом вдруг выясняется, так тоже бывает, что судовладелец посчитал, что ему столько не нужно, сколько он заявил, или говорит, что у него нет средств, что он потом заплатит, когда рыбу поймаю, продам, деньги получу. Агент говорит, что он не согласен, или агент говорит, что это уже стоит дороже, тогда судовладелец говорит, что не согласен. Их взаимоотношения регулируются договорами, но в данном случае точно такая же ситуация, какая-то из сторон нарушила условия договора, и они не могут прийти к общему знаменателю».
По некоторым данным, положение моряков на «Волопасе» тяжелое — у них нет топлива и электричества и они питаются один раз в сутки. Если судовладелец не отправляет деньги на содержание экипажа и поддержание судна, значит, он считает, что корабль ему не вернут и он будет продан в счет долгов, говорит президент Российской ассоциации морского права, представитель России в Международном морском комитете Константин Краснокутский:
Константин Краснокутский президент Российской ассоциации морского права, представитель России в Международном морском комитете «Экипаж не может покинуть по соображениям безопасности. Судно — технически сложный объект повышенной опасности, нельзя просто экипажу с него сойти. Отношения судовладельца с экипажем представляют собой трудовые отношения. Соответственно, работает член экипажа на борту судна, заканчивается у него трудовой контракт, он может поехать на родину, он может попросить досрочно вернуться, но судно бросить нельзя, поэтому такие ситуации и возникают. В принципе у каждого судна есть свидетельство о минимально безопасном количестве экипажа, чтобы поддерживать судно на плаву, и экипаж можно сократить, но требования портовых властей в этой части справедливы, чтобы избежать каких-то аварий, происшествий и поддерживать судно, какой-то экипаж должен там находиться. Судно не может просто так стоять бесконечно. Если оно арестовано по требованию агента, то должна начаться судебная процедура — продажа этого судна с торгов — для погашения долга агенту, но в первую очередь будут удовлетворены требования по задолженности по зарплате экипажа, если таковые есть. Дипломаты в данном случае играют ограниченную роль, они не могут влезть в спор чисто гражданский между судовладельцем и агентом, а могут фактически посодействовать организации того, чтобы экипаж доехал до аэропорта, сел на самолет, какую-то дипломатическую защиту им предоставить и отправить на родину».
Как сообщили в МИД России, после того как посольство получило от россиян запрос о желании вернуться на родину, оно обратилось к местным властям. Ноты были направлены в МВД, Национальную миграционную службу и администрацию порта города Мапуту.