СМИ: обстановка в Красном море грозит мировой экономике серьезными проблемами
Атаки хуситов на грузовые суда в Красном море начинают сказываться на поставках продуктов. Если для перевозок нефти, газа и некоторых других товаров задержка при перевозке особой роли не играет, то для скоропортящихся продуктов она критична
Читать на полной версииОбновлено в 20:30
Нестабильная обстановка в Красном море может привести к проблемам в мировой экономике, пишут западные СМИ. Атаки хуситов на грузовые суда в Красном море, как отмечает Bloomberg, начинают сказываться на поставках продуктов от кофе до фруктов. Связано это с тем, что сухогрузы идут в обход, огибая Африку, но такой путь длиннее. И если для перевозок нефти, газа и некоторых других товаров время особой роли не играет, то для скоропортящихся продуктов оно критично, уточняет агентство:
«Ситуация пугает бизнес. Итальянские экспортеры опасаются, что киви и цитрусовые испортятся в пути, китайский имбирь взлетает в цене, а некоторые африканские кофейные грузы ненадолго, но задерживаются. Видно, что зерновые сухогрузы перенаправляются из Суэцкого канала, а одно судно, недавно перевозившее скот из Австралии, сменило курс в сторону Африки. Да, влияние конфликта пока точечное, но это уже показатель того, насколько хрупки цепочки поставок. Если ситуация усугубится, снижение цен на продукты будет невозможно. И в данной ситуации все в проигрыше — и потребители, и бизнес».
Пока перебои незначительные, пишет WSJ. Если сравнивать с масштабными проблемами, которые возникли из-за пандемии в 2020 и 2021 годах, экономические последствия нынешней ситуации будут меньше. Бизнес научился работать в условиях логистических ограничений. Но сейчас ситуация усугубляется геополитическим кризисом, отмечает издание.
«Эскалация ближневосточного конфликта, последовавшая за пандемией и другими событиями, напоминает о том, что перспективы мировой экономики все больше зависят от происходящего в мире. Суда, ходящие по Красному морю, перевозят около 40% товаров, которые торгуются между Европой и Азией. Чтобы понять перспективы ситуации, Oxford Economics приводит такие цифры: судну, идущему со скоростью 16,5 узла из Тайваня в Нидерланды через Красное море и Суэцкий канал, требуется около 25,5 дня на весь путь. Но это время увеличивается до 34 дней, если идти в обход. При этом дополнительное время в пути снижает годовую производительность каждого судна и может отразиться на стоимости грузоперевозок даже на других маршрутах. Также аналитики подмечают, что в период с 22 декабря по 12 января средняя стоимость транспортировки грузов в контейнере по всему миру уже удвоилась. И, по расчетам экономистов, такое увеличение стоимости, если будет сохраняться более трех месяцев, может поднять уровень инфляции в Еврозоне и снизить экономический рост почти на один процентный пункт. Учитывая, что экономика там уже ослаблена, ситуация может привести к ее сокращению в течение текущего года».
Также на фоне обострения в Красном море, по данным CNN, растет число страховых компаний, которые не спешат обслуживать американские, британские и израильские суда в контексте военных рисков. И хотя отказы пока не массовые, стоимость страхования судна в 100 млн долларов выросла с 10 тысяч долларов за рейс до 700 тысяч.
В последнее время к войне в Газе и нападениям на суда йеменских хуситов добавилось обострение между Ираном и Пакистаном. Суда с энергоносителями вместо прохода по Суэцкому каналу коротким путем в Европу вынуждены идти на 10 дней дольше, огибая Африку. Однако цены на баррель Brent практически не изменились. С начала декабря они выросли всего на 4%. А цена эталонного газового контракта за это же время упала на 28%, притом что Европа импортирует большую часть своего природного газа.
Секрет ценовой стабильности в падении спроса со стороны Германии и КНР из-за экономического спада, больших запасах энергоносителей, сохранении объема предложения и в ожиданиях роста мировой добычи, если ОПЕК+ отменит часть ограничений.
Какие еще факторы влияют на нынешнюю стабильность цен? Мнение научного руководителя российского Совета по международным делам, Андрея Кортунова:
В разрастание локальных конфликтов в регионе Красного моря не верят и трейдеры, отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета Константин Симонов. Кроме того, подорожание энергоносителей невыгодно и правящей партии США:
Европейские страны по итогам прошлого года сократили потребление газа с примерно 525 млрд до 490 млрд кубометров, сообщал в конце прошлого года вице-премьер Александр Новак. В этом году предложение СПГ вырастет, а потенциал снижения спроса на газ уже исчерпан, отмечают аналитики. Потребление этого топлива в нынешнем году может возрасти до 500 млрд кубометров. В связи с этим сохраняются высокие риски как нехватки поставок, так и роста цен.