Сергей Гилевич в интервью Business FM рассказал, какой электромобиль будет удобным для российских автовладельцев, прояснил плюсы и минусы китайского автопрома и дал рекомендации, как сделать так, чтобы китайская машина служила владельцу много лет.

Сергей Гилевич, автоблогер, проживающий в Китае. Я с большим интересом посмотрел его обзоры китайского авторынка, особенно меня, конечно, поразили репортажи из Шэньчжэня с этим автомобильным космосом, наличие которого в Китае полтора года назад, да даже год назад, никто не мог предположить. Сергей, как часто вы в Китае и сколько вы в Китае?
Сергей Гилевич: Я живу в Китае постоянно. У меня здесь семья, моя жена китаянка, ребенок уже наполовину, и это мое, я живу в Шэньчжэне.
Сколько лет уже в Шэньчжэне, то есть в автомобильном сердце Китая?
Сергей Гилевич: Десять лет.
Скажите, десять лет назад у вас была машина в Китае?
Сергей Гилевич: Десять лет назад я ездил на Volkswagen. У меня было очень много машин, но когда я приехал в Китай, я купил Volkswagen.
Расскажите свою автомобильную историю в Китае.
Сергей Гилевич: Опыт в автомобилях у меня большой, я ездил на разных машинах и до Китая, и уже после того, как приехал в Китай. Но так как я приехал, скажем так, практически без денег и начинал жизнь с нуля, то все, на что я мог рассчитывать, это небольшой седан Volkswagen. У меня очень много друзей-китайцев, автоспортсменов, я даже сейчас их спрашиваю: «Ребят, вы могли представить еще пять лет назад, что появится Yangwang U8 мощностью 1,2 тысячи лошадиных сил, который будет уметь плавать под водой, разворачиваться циркулем, будет весить 3,5 тонны, и вообще другие довольно успешные проекты?» И все точно так же удивляются, как я, вы и, наверное, все зрители. Нет, никто не мог предположить.
С какого момента началась зримо китайская автомобильная революция для самого Китая?
Сергей Гилевич: Я думаю, что все началось с того момента, как у китайских бизнесменов появились компоненты для производства батарей. Как только они почувствовали, что могут контролировать добычу всех этих компонентов, они, скорее всего, сели за круглый стол и придумали план, причем качественный, как видите. Они поняли, что бензин сойдет на нет, водород — это альтернатива электро, но слишком дорого и будущего практически нет. Если только они это все не выведут на уровень подешевле, но я думаю, что это практически невозможно. Они поняли, что будущее за электро, и у них есть эти компоненты, и батарея — самый дорогой агрегат в автомобиле. Чисто бензиновые машины они не умеют делать, потому что у них не было столетнего опыта, они понимают, что они не догонят никак. А в электро все тотально проще. В этом бизнесе решает только один важный момент — у кого более дешевые компоненты для самых дорогих агрегатов. Самый дорогой агрегат — это батарея. Те, кому сегодня достается батарея подешевле, те могут позволить себе в определенном бюджете дать более крутые лошадиные силы, более крутую отделку салона, подвеску посерьезнее, потехнологичнее и все остальное. Насколько я понимаю, они контролируют сегодня добычу, им принадлежат основные акции всех этих компаний, это в Южной Америке в основном происходит, если я не ошибаюсь.
Нет-нет, значительная доля компонентов для батарей находится в самом Китае, значительная доля рынка им принадлежит в самом Китае. Для россиян электроавтомобиль, электромобиль — это пока скорее экзотика, мы-то смотрим на бензиновые автомобили, а вы говорите, что китайцы решили. Я лично на них ездил, и, конечно, меня они удивили. Я не ждал от китайцев, на которых мы еще пять лет [назад] смотрели как на некий дешевый хлам, по крайней мере, такого уровня комфорта, качества и технологий, которыми напичкан автомобиль. Вы говорите, что китайские бензиновые машины — это побочный продукт.
Сергей Гилевич: Автомобиль — это не только трансмиссия двигателей и подвеска, согласитесь. Автомобиль — это еще и отделка салона, и развлекательные системы. Надо понимать, что Китай — это одна большая мировая швейка, и для китайцев обтянуть хорошей качественной кожей сиденья и сделать это качественно в себестоимости выходит дешевле, чем для немцев, правильно? И мультимедийка здесь самая передовая, я в Шэньчжэне нахожусь, прекрасно знаю этот рынок электроники, самый большой в мире, и им дешевле обходится. Поэтому сегодня, садясь в недорогого китайца, вы получаете отделку салона круче, чем в этом бюджете у остальных мировых автобрендов, и мультимедийка выше. Но я должен огорчить всех: по подвеске, по трансмиссии и по двигателю они уже вышли на уровень недорогих корейцев, но немцев никогда не догонят. Я думаю, что все это все равно сойдет на нет, ДВС в любом случае закончится, это уже предрешено. Поэтому я считаю, что на ДВС пока еще докатывают какие-то там годы.
Электромобиль пока точно не для России по целому ряду причин, например, из-за морозов.
Сергей Гилевич: А как же с генератором?
В таком случае это гибрид. Расскажете о них?
Сергей Гилевич: Это последовательный гибрид, это электромобиль, на который повесили генератор, и это очень классное решение. Поверьте, в Китае тоже люди не любят заряжаться, особенно зажиточные люди, здесь, понимаете, насколько высоки ставки у крупных бизнесменов, у него действительно нет времени это делать. Именно поэтому этот последовательный гибрид и сегодня интересен. ДВС где-то там работает на малых оборотах, не напрягается, из-за этого жить будет дольше, ему достаточно быть полуторалитровым с турбинкой, и он спокойно работает.
Это популярное направление развития? Потому что, если посмотреть на западный рынок, там пока еще доминируют и в производстве тоже бензиновые или дизельные двигатели внутреннего сгорания, бурно развиваются чистые электрички, гибрид — скорее, такая диковинка. А как в Китае?
Сергей Гилевич: Вы знаете, мы можем понять это, только исходя из статистики. Компания Lixiang еще два года назад не находилась даже в топ-100, а сегодня она вылетела на 22-е место, на минуточку, и это на самом жирном рынке мира. Да, Lixiang постарался, он прыгнул выше головы. Знаете, я когда говорю с менеджерами компании Lixiang, они мне говорят: «Это самый жадный автобренд, с которым мы работали». Не дарят на Новый год ничего, на дни рождения ничего не устраивают, никаких подарков, бонусов. То есть на всех собраниях говорят: «Ребята, мы сидим на вермишельке, мы сейчас работаем на свое имя, потом будем зарабатывать, кто с нами останется, вылетит с нами на самый верх».
Lixiang — это бренд, который развивает именно гибриды, да?
Сергей Гилевич: Они очень хитро сделали. Они построили машину как электрокар и повесили генератор. И как только генератор не нужен будет, например, появятся батареи, которые способны спокойно ехать тысячу километров, и заряжаются они за 15 минут, и это будет, запоминайте сейчас мои слова, это точно будет, они снимают генератор и вешают более емкую батарею, все. Им это будет дешевле в производстве.
Вы сейчас упомянули и рассказывали о бренде Lixiang, о котором я слышу в первый раз. На этой неделе я прочитал сообщение, что на российском рынке появились 29 китайских брендов. И тут я узнал из ваших обзоров, что в Китае 80 автомобильных брендов, 80! Как не потеряться в этом мире? Россияне сейчас запомнили, конечно, Haval, Chery и Geely, эти машины в Китае часто увидишь?
Сергей Гилевич: Смотря в каких городах. Надо понимать, что Китай Китаю рознь, это очень большая страна. Она, во-первых, третья по размеру, а ее население сегодня больше, чем население внимание США, плюс Канада, плюс Австралия, плюс вся Европа, плюс обе Кореи, плюс Япония. Эта огромная страна очень разная. В мегаполисах высокая средняя зарплата, где-то в деревушках она, конечно же, поменьше, и это сильно отражается на машинах, которые покупают жители этих мест. Например, в таких городах, как Шэньчжэнь, Шанхай, Пекин, действительно мало Haval, Chery и Geely и тому подобных машин, их мало, они есть, но их мало. Как только выезжаешь за мегаполисы, конечно, их видишь чаще. По поводу количества автобрендов я могу сказать — их будет больше. Я не зря обозначил население. Давайте посчитаем все американские автобренды, все европейские, японские и корейские. Там тоже немало набежит в общей сумме. Поэтому такое количество автобрендов нормально для Китая, их будет больше.
То есть Москва сейчас по автомобилям на уровне китайской провинции — покупает Haval, Chery и Geely?
Сергей Гилевич: Да, это надо признать, как бы это ни звучало, это надо признать.
Поговорим про цены. Мы знаем, что бюджетный переднеприводный кроссовер трех марок, который так часто мы видим сейчас в Москве, в Китае, как я представляю, стоит примерно 15 тысяч долларов, вы меня поправите, а в России от 18 тысяч до 23 тысяч долларов. Что можно сказать про цены, про заход новых брендов, будет ли приход этих, ну не 80, а хотя бы уже 29, которые уже есть, будет ли это как-то приближать цену на эти машины в России к ценам в Китае?
Сергей Гилевич: Надо сказать как есть. Например, кроссовер Chery Tiggo 7 Pro — это популярнейший кроссовер в России. Он стоит 12 тысяч долларов. Важно понять один важный момент. В Китае даже самая маленькая комплектация, самая простая — это в России где-то средняя, вот так надо понимать.
То есть Chery Tiggo 7 Pro в Китае обходится в миллион рублей, если на наши деньги сейчас, но в России он сейчас 2,5-3 млн рублей.
Сергей Гилевич: Мы на эту тему часто улыбаемся, потому что иногда скидывают ролики, где, например, едет человек на Chery Tiggo 7 Pro и показывают, что у него провалилась кнопка стеклоподъемника. Обидно, согласитесь. Здесь на это никто не обижается, потому что эта машина стоит здесь 12 тысяч долларов. То есть человек, у которого провалилась кнопка, приезжает на сервис, если даже у него уже нет гарантии, он приносит тарелку риса, кладет ее на стол, и тот, кто этот рис берет, идет и чинит ему эту кнопку. Очень дешевая машина по местным меркам и очень дешевая в ремонте.
Теперь представим, что в России она все-таки стоит 2,5 млн рублей, то есть почти в два раза дороже, и я не знаю, за миску геркулесовой каши на любом углу кто-нибудь нам починит провалившуюся кнопку, что пишут зрители в вашем канале?
Сергей Гилевич: Ну три миски надо. Где-то эквивалент, насколько мы следим, х3 где-то. Сама кнопка будет стоить в три раза дороже.
Почему именно эти бренды так превалируют в России — Haval, Chery и Geely, при таком наличии прочих?
Сергей Гилевич: Они в развитые страны не поехали, как вы заметили, они там не смогут, не получится. Все-таки давайте быть честными, не нужно преувеличивать возросшее качество китайцев. У них действительно выросла отделка салона, выросла мультимедиа, у них нормальные лошадиные силы, нормальные спортивные показатели, как для этой цены, и у них хороший краш-тест. То есть эти машины стали безопасными, машины с классной мультимедиа и с классной отделкой салона, но они не едут по качеству подвески, они не едут так комфортно, как едет Skoda. Могу ошибаться, но мне кажется, они не смогут конкурировать. Все-таки, когда есть из чего выбирать, человек почувствует, что ему приятнее рулится в Skoda, — это мое мнение.
Хорошо. Вы дали трезвую оценку, как холодный душ, доминирующих в России китайских брендов как дешевых для Китая, слабо конкурентоспособных на мировом рынке, поэтому с таким аппетитом бросившихся в Россию. А что-нибудь такое уже на уровне немцев, на уровне японцев дорогих есть ли в Китае, сколько стоит это в Китае и собирается ли это разворачиваться в таком организованном, в индустриальном масштабе в России?
Сергей Гилевич: Если мы не будем трогать вопрос надежности, хотя, наверное, нам бы стоило об этом тоже поговорить, и поговорим просто об ощущениях, о качестве отделки салона, о той же управляемости и всех остальных. Я думаю, что на уровень японских машин точно вышел BYD. Есть же бензиновая BYD, просто гибридная.
По-моему, мы их еще не видели в России.
Сергей Гилевич: Из того, что вы видели, ничего не вышло на уровень немецкого автопрома. На уровень японского вышел Hongqi, и по цене, как японцы. Но у меня есть вопросы к марке Hongqi. Раньше они делали машины для членов правительства, потом компания запустила это для общего пользования, и сегодня это продается в автосалонах, раньше не продавались. У марки есть история, очень классная отделка салона, но мне кажется, что все это как-то быстро начинает расшатываться, появляются люфты, и, мне кажется, у них глючит мультимедиа. Поэтому все-таки я не могу выставить Hongqi на уровень с премиальными другими китайскими марками, которые не продаются в России.
Давайте вернемся к BYD. Расскажите еще про чуть более высокий качественный уровень, сориентируйте по ценам. В России появился Changan, электромобиль Zeekr. Про BYD мы все слышим в основном из новостей про электро, что BYD теснит Tesla на мировых рынках, именно как электромобиль, вы сказали есть гибрид, наверное, будет в России. Чего мы можем ждать и по каким ценам?
Сергей Гилевич: Я думаю, что в ближайшее время BYD не поедет в Россию из-за санкций, потому что они хотят продавать в Европе. Почему-то BYD на экспорт серым способом, параллельным, идет слабо.
Может, из-за цены?
Сергей Гилевич: Нет, очень хорошая цена. У машины открытая мультимедиа, то есть можно устанавливать любые программы, не нужны айтишники, которые будут что-то менять, устанавливать. Спокойно устанавливаете программы, есть английский язык. У машины великолепнейшие спортивные показатели, самая топовая гибридная установка, большие батареи. Хотите ездите в пробках как электро, хотите — включайте себе генератор, ездите на бензине. Хорошая отделка салона и недорогие машины. Они поэтому вылетели на первое место по продажам, поэтому они стали первыми в Израиле, недавно я читал статью — электро BYD обогнали Tesla. BYD стала спонсором УЕФА в Европе. То есть это компания, у которой есть деньги, компания, у которой есть крутейший дизайнер Вольфганг Эггер, который раньше работал в Audi, они его забрали. Команда из Mercedes работает на них — это инженеры, которые создают эти машины. То есть все у них очень хорошо и будет очень хорошо. У них есть еще дочернее предприятие Yangwang, которое занимается люксовыми машинами, и о нем скоро еще очень хорошо узнают. Это очень дорогие машины, и у них нет меньше тысячи лошадиных сил, в базе у всех моделей 1,2 тысячи лошадиных сил, там их три сейчас — U6, U8, U9. Поэтому у BYD очень большое будущее. Как бы не ошибиться быть таким смелым, но считаю, что BYD вылетит на первое место в мире по продажам, и это будет в ближайшие 10 лет. Это будет мировой автобренд, у которого самые сильные продажи. Их секрет в том, что у них собственное производство батарей. Если все остальные марки частично покупают, частично доделывают, например Tesla, у BYD только собственное. Плюс остальные китайские марки покупают электромоторы то у Bosch, то у Huawei. Поэтому у BYD очень качественная себестоимость, и за счет этого они дают крутейшие технологии, и их покупают. Но почему их не полюбили, думаю, из-за дизайна. Вольфганг Эггер — талантливый, если бы он захотел нарисовать по-другому, он бы нарисовал. Но, скорее всего, он приехал в эту страну, он живет в Шэньчжэне. Я сейчас стою дома на 51-м этаже и вижу небоскреб, в котором он живет. У BYD две линейки: одна — океания, морской стиль. Другая линейка — драконы. Согласитесь, какие сомы и драконы для России? В Китае другая культура, собственный мир, о которым мы, как оказалось, вообще ничего не знаем. Кто-то по путешествиям, каналам рассказывал частично, но прочувствовать мы это не можем, пока, как я, не приедем, не поживем. В Китае все мультяшное, все веселое. Есть армия, категорически запрещено драться и в школах, и на улицах. Практически на всех столбах можно увидеть интересную фразу: «Драться запрещено, тот, кто победил, попадает в тюрьму, тот, кто проиграл попадает в больницу». Из-за этого мир изменился внутри, люди хотят только праздника, им надо все мультяшное, какое-то смешное, похожее на животных и тому подобное. Поэтому здесь это зашло, и он угадал, а нам это не заходит, мы не хотим, нам надо какое-то более серьезное. Все-таки BYD дизайном не для нас. Люди покупают все-таки глазами тоже. Поэтому, мое мнение, BYD прекрасный автомобиль. Он выйдет в любом случае.
Я читал на вашем канале интереснейшую вещь о том, что Volkswagen ID4, мы в Москве их тоже видим, правда, в штучных экземплярах, в Германии он продается за 53 тысячи долларов, а в Китае, сделанный в Китае, фактически за 35 тысяч долларов. Как это вообще работает и почему из Китая не везут их в ту же Германию, ну и уж тем более в Россию? А может быть и везут, но их мало, это единичные экземпляры в Москве.
Сергей Гилевич: Дело в том, что он неинтересен на фоне китайцев, несмотря на то, что это Volkswagen. Он хорошо продавался, когда сильно боялись китайцев — это было 2,5 года назад. Но потом на фоне этих уже Zeekr, предположим, или BYD, Volkswagen неинтересен. Давайте сначала, почему в Китае дешевле — здесь другая конкуренция. Ни для кого не секрет, что в западных странах эти корпорации в сговоре между собой насилуют население. То есть они насилуют свое население, давая им технологии, только идеально расписанные по бизнес-плану. Не может дешевая машина иметь интересное оборудование, которое вообще-то копеечное, но его специально не дают. Поэтому они там сильно завышают цены. Люди очень много переплачивают за воздух. В Китае у них не получится, они тогда вообще ничего не продадут. Они пытались. Тут же как это работает? Они привезли эти Volkswagen, новая ID-серия, электрические, в Европе она получила премию, приехала в Китай. Они столько шариков воздушных надували возле салонов, приглашения делали людям, у банков перекупали номера телефонов, всех обзванивали, приглашали на тест-драйвы. Люди приехали, посмотрели, зашли в соседний BYD, у которого в два раза больше коней, больше батарея, богаче отделка салона, круче мультимедиа, и он еще на пожизненной гарантии. Вернулись в этот Volkswagen, улыбнулись и сказали: вы чего, нас за идиотов держите? И Volkswagen ничего не продал практически. Эта ID практически на дне продаж. Что они делают? Они понимают, что продать не получается, и начинают работать очень хитро. Чтобы немцам не было обидно, если они зайдут на официальный сайт китайский Volkswagen, они на официальном сайте оставляют те цены, которые чуть-чуть ниже, на 5% ниже, чем в Германии, но внутри в автосалоне менеджер сразу предлагает: у нас есть скидка такая-то вот, такая, может быть подешевле, придите еще раз. И постепенно, как в Китае принято, дает сначала чуть-чуть, человек разворачивается и уходит, он ему потом перезванивает через час и говорит: а вот еще дешевле. Потом, на следующий день, перезванивает: а вот еще дешевле. То есть как это работает. Здесь это не продается, поэтому из-под прилавка отдают сильно дешевле, чем в Германии. Почему отсюда нельзя это привезти туда? Потому что у этих китайских Volkswagen, которые сделаны для Китая, нет европейского сертификата, его нельзя растаможить, вот и все. Все хитро.
Теперь самый популярный вопрос. Всех, кто сейчас осваивает китайские машины, интересует, что с ними будет после 150 тысяч километров? Вообще доедут ли они до 150 тысяч и как будут вести себя после них?
Сергей Гилевич: Это очень хороший вопрос, и он нас интересует не меньше, чем вас. Есть хорошая поговорка: дайте мне Land Cruiser на час на нем уехать, и я вам его привезу с убитой трансмиссией. Тут же все зависит, во-первых, от манеры вождения. Но я хочу подчеркнуть важный момент, который эти хейтеры очень часто не просто забывают, они об этом даже не думают. Потому что я буквально вчера смотрел, сколько стоит ремонт коробки в Porsche Cayenne и сколько стоит ремонт коробки Chery Tiggo в Китае. Разница — Chery Tiggo дешевле в пять раз.
Что касается кузова, металла, особенно в более сложных условиях, как он выдержит 10 лет службы?
Сергей Гилевич: Я бы точно делал антикоррозийку, и делал бы ее каждые два года, если хочется, чтобы оно долго жило. Это и есть самая главная проблема. За кузовом надо следить. Все-таки Китай, как ни крути, несмотря на северный регион, он все-таки теплый, и китайцы, когда трудятся на своих заводах, они делают в первую очередь для себя. А там уже, куда оно поедет, как будет, так будет. Поэтому антикоррозийку надо делать, и 12-вольтный аккумулятор маленький, его тоже нужно ставить усиленный. Все.
Что с запчастями? Если понадобится поменять провалившуюся кнопку, долго ли ее ждать из Китая?
Сергей Гилевич: Бизнес устроен так, что там, где появляется спрос, появляется и коммерсант, и коммерция. Поэтому с тем, как будет расти спрос, будет расти и предложение с запчастями. Помните моменты, когда появились первые Tesla, и все мучились? Не успели оглянуться, любую часть Tesla под дверь приносили. Поэтому это вопрос времени.
Вы самый большой акцент делаете на гибриды, как для России, потому что, во-первых, бензиновые китайцы не так хороши, как электрические. А поскольку в России просто с электрическими сложно, то гибриды. Подведите итог, какие гибриды, в каких количествах, поверит ли в гибридный китайский автомобиль массовый покупатель? И сколько он будет стоить?
Сергей Гилевич: Он уже в него верит. Lixiang — популярный автомобиль сегодня, и он как раз гибридный. Единственная проблема гибридов в том, что они не любят высокую скорость. Но я вам скажу как преподаватель в прошлом контраварийного вождения с большим стажем, я категорически не советую неавтоспортсменам ездить выше, чем 120 километров в час. В момент заноса с вероятностью 99% вы, во-первых, опоздаете с реакцией, во-вторых, вы забудете с перепугу свою фамилию. Поэтому 120 километров в час — это максимум, и можно спокойно ехать на гибриде, он любит как раз такую скорость. Цена у него дороже, потому что там есть батарея, а батарея — очень дорогой агрегат в автомобиле, дороже, чем трансмиссия вместе с ДВС вместе взятые, чтоб вы понимали по цене. Это и приятно, в городе, как раз там, где мы проводим 99% времени, мы же на трассе редко бываем, за исключением тех, кто работает конкретно трассой, то у него низкий расход топлива, и он ездит вообще может быть на батарейке, если есть, где заряжать. Поэтому это максимально приятно.
Но можно заряжать и от зарядки, да?
Сергей Гилевич: И от генератора.
От зарядки его тоже можно заряжать, не обязательно от генератора?
Сергей Гилевич: Конечно. Можно и генератором заряжать на ходу, можно и заряжать от розетки.
Сколько примерно такие стоят?
Сергей Гилевич: В Китае хороший, качественный гибрид начинается от 50 тысяч долларов.
Немало. Это минимум 5 млн рублей в России, а с учетом того, что реально китайские автомобили дороже процентов на 20, а то и на 30, чем в Китае, можно посчитать.